Войти
Зарегистрироваться
О проекте
Меню
Отделы
Экспонаты
Комплекты
Альбомы
Выставки
Персоналии
еще
Отделы
Экспонаты
Комплекты
Альбомы
Выставки
Персоналии
Отделы
Экспонаты
Комплекты
Альбомы
Выставки
Персоналии
О проекте
Личный кабинет
Войти
Зарегистрироваться
На сайт музея
Поиск по сайту
Электронный каталог
16
отделов
,
3290236
экспонатов
,
5058
комплектов
,
48
альбомов
,
117
выставок
,
340
персоналий
Отделы
Отдел археологии - один из старейших в музее, в нем насчитывается около 1,5 млн. единиц хранения. Эти предметы происходят из археологических памятников - стоянок, поселений, могильников, святилищ, древних городов и крепостей, отражающих наиболее длительный период в истории человечества - от эпохи каменного века до позднего средневековья. География этих памятников чрезвычайно широка - от Дальнего Востока и Кавказа до Польши и берегов Северного Ледовитого океана. В нашей стране по полноте, разнообразию и качественному составу археологических коллекций собрание ГИМ не имеет себе равных. Например, уникальная коллекция предметов домашней утвари и средств передвижения из города Мангазеи представляет редкую возможность ознакомиться со скрытой ранее стороной жизни русского торгового поселения в Северо-Западной Сибири XVI-XVII вв. Найденные там разнообразные предметы из кожи, дерева, ткани и других органических материалов хорошо сохранились благодаря условиям залегания их в слое вечной мерзлоты.
Археологические памятники
Коллекция отдела Дерева и мебели является уникальным собранием, не имеющим аналогов в других музеях, как по разнообразию представленной тематики, так и по исключительности отдельных памятников искусства и быта. Она включает в себя экспонаты, выполненные из дерева, хронологические рамки которых охватывают период с XIII века и до современности. В коллекции представлены предметы, выполненные не только в России, но и в странах Западной Европы, на Востоке, а также в бывших республиках Советского Союза. Собрание отдела Дерева и мебели насчитывает около 34 000 предметов.
Дерево и мебель
Годом организации Отдела Драгоценных металлов Исторического музея можно считать 1905 г., когда было принято решение о создании Особой Кладовой - сейфа-хранилища для предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней. К коллекциям мирового уровня по художественным достоинствам и исторической значимости относится собрание памятников русского золотого и серебряного дела XI-XX вв. Эта коллекция рисует полную картину развития ювелирного искусства в 50 художественных центрах России и 20 центрах, входивших в состав СССР. Отдельно необходимо отметить собрание предметов светского и церковного характера с владельческими и церковными надписями и собрание жалованной серебряной питьевой посуды XVII-XVIII вв. К числу уникальных относится собрание мелкой пластики XI-XVII вв., икон и богослужебных книг в драгоценных окладах XVI-XVII вв., церковных сосудов, утвари и осветительных приборов. Особый интерес представляет богатейшее собрание работ русских ювелиров «серебряного века», в котором полно и разнообразно отражена деятельность всемирно известных фирм «Фаберже», «Болин», «Сазиков», «Хлебников», «Овчинников» и др. Менее известной, но от этого не менее ценной, является коллекция работ европейских мастеров. В ней представлены подлинные шедевры немецкого, английского, французского, нидерландского, итальянского, шведского и т.д. ювелирного искусства XVI - начала XX в. Среди коллекции памятников среброделия Восточной Европы и стран Балтии особо выделяется собрание ювелирного искусства Польши - одно из крупнейших в мире. Уникальные образцы христианского искусства XI-XIII вв., а также интереснейший этнографический материал содержит раздел, представляющий ювелирное искусство Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Драгоценные металлы
Коллекция икон Исторического музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время отдельные памятники из своих собраний подарили музею крупные антиквары-коллекционеры, благодаря которым к концу XIX - началу XX вв. было собрано около 1200 икон. В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи. В настоящее время Государственный Исторический музей обладает уникальным собранием древнерусской живописи, которое насчитывает более пяти тысяч памятников и продолжает пополняться. Это одно из крупнейших собраний иконописи в России. Первоклассными памятниками XIV-XVI вв., без которых невозможно всестороннее изучение русской иконописи, представлены все крупные иконописные центры и регионы России: Новгород, Псков, Москва, Русский Север. Уникальна по своему составу и художественному уровню коллекция иконописи XVII - начала XX вв. Музей также обладает самым крупным и полным собранием византийской и поствизантийской иконописи (XIII-XIX вв.) в России. Коллекция прорисей составляет около 20 тыс. образцов и является одной из наиболее представительных в нашей стране.
Древнерусская живопись
Формирование коллекций отдела изобразительных материалов началось в 1870–1880-е гг. В настоящее время собрание отдела изобразительных материалов Исторического музея необычайно богато и разнообразно – насчитывает 560 тысяч музейных предметов. Коллекции, собиравшиеся, прежде всего, по историко-культурному принципу, дают наглядное представление не только об исторических процессах, происходивших в России, но и о художественной культуре прошлого в целом. В отделе представлены все виды изобразительных материалов (живопись, печатная и оригинальная графика, миниатюра, скульптура и фотография) и практически все основные жанры – портрет, видовой и городской пейзаж, исторический сюжет.
Изобразительные материалы
Государственный исторический музей – единственный музей в стране, имеющий специализированный отдел для хранения и работы с картографическими произведениями. Собрание отдела, который был создан в 1919 г., насчитывает свыше 42000 единиц хранения и включает разные виды картографических материалов XVI-XX вв. XVI-XVII века представлены преимущественно гравированными западноевропейскими картами и атласами. Наиболее знамениты карты Московии С. Герберштейна, Дженкинсона, братьев Л. и Й. Деутекум, Г. Герриитса, карта полярных районов В. Баренца 1598 г. и, особенно, гигантский медный глобус мастерской Блау (Голландия) середины XVII в. В собрании XVIII в. особое место занимают русские рукописные карты и сборные атласы рукописных карт. Среди них – отчеты географических экспедиций (в том числе материалы экспедиции В. Беринга); ведомственные карты и планы; материалы Генерального межевания, включая рукописные атласы наместничеств и планы городов. В коллекции XIX в. интересны издания русских печатных карт и атласов (материалы Военно-топографического депо, а также первого в России частного специализированного «Картографического заведения А. Ильина» и т.п.). В собрании ХХ в. хранится большая подборка материалов по важнейшим событиям русской и мировой истории первой половины столетия (среди них карта «Европейской России по Брестскому трактату» 1918 г.).
Картография
Показать еще
Экспозиция
Эпоха раннепервобытной общины. Поздний палеолит (40-11 тыс. лет до н.э.)
Главное здание. Зал 2
Завершение формирования раннепервобытной общины. Мезолит (9-6 тыс. лет до н.э.). Эпоха позднепервобытной общины. Неолит (6-3 тыс. лет до н.э.)
Главное здание. Зал 3
Распад первобытной общины. Энеолит юга. Бронзовый век (4-2 тыс. лет до н.э.)
Главное здание. Зал 4
Скифская эпоха. Первая половина - третья четверть 1 тыс. лет до н.э.
Главное здание. Зал 5
Восточная Европа и античный мир (IV в. до н.э. - IV в. н.э.)
Главное здание. Зал 6
Эпоха Великого переселения народов
Главное здание. Зал 7
Формирование Древнерусского государства (IX - начало XII в.)
Главное здание. Зал 8
Древнерусский город. XI - первая половина XIII в.
Главное здание. Зал 9
Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства в период феодальной раздробленности. Середина XII - первая половина XIII в.
Главное здание. Зал 10
Культура Древней Руси. IX - первая половина XIII в.
Главное здание. Зал 11
Образование единого Российского государства. XIV - начало XVI в.
Главное здание. Зал 13
Русская культура XIV - начала XVI в.
Главное здание. Зал 14
Город и деревня в XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 15
Ремесло и торговля в XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 16
Сибирь в XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 17
«Государев двор» и органы управления Российского государства XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 18
Русская православная церковь в XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 19
Русская культура XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 20
Внешняя политика и вооруженные силы России в XVI - XVII вв.
Главное здание. Зал 21
Российская империя в эпоху Петра I. Первая четверть XVIII в.
Главное здание. Зал 22
Россия при приемниках Петра I. 1725-1762 гг.
Главное здание. Зал 23
Традиционная народная культура послепетровского времени.
Главное здание. Зал 24
Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Главное здание. Зал 25
Самодержавие, российское общество и Великая французская революция 1789 г. Россия при Павле I. 1796-1801 гг.
Главное здание. Зал 26
Россия в системе международных отношений во второй половине XVIII в.
Главное здание. Зал 27
Экономика и сословия Российской империи XVIII - первой половины XIX в.
Главное здание. Зал 28
Повседневная жизнь дворянства в первой четверти XIX в.
Главное здание. Зал 29
Дороги
Главное здание. Зал 30
Россия в эпоху императора Александра I. Самодержавие и общество
Главное здание. Зал 31
Россия в эпоху императора Николая I. Самодержавие и общество
Главное здание. Зал 32
Россия в эпоху реформ. 1860-1880-е гг.
Главное здание. Зал 33
Экономика пореформенной России
Главное здание. Зал 34
Традиции и новации русской культура конца XIX - начала XX в.
Главное здание. Зал 35
Главное здание. Половецкий дворик
Музей Отечественной войны 1812 года. 1 Этаж
Музей Отечественной войны 1812 года. 2 Этаж
Артиллерийский двор, в котором представлены образцы русского и западноевропейского оружия конца XVI - середины XX в.
Экспозиция "Слава России"
Главное здание. Выставка "Золото. Металл Богов и Царь металлов". Зал А
Главное здание. Выставка "Золото. Металл Богов и Царь металлов". Зал Б
Главное здание. Выставка "Золото. Металл Богов и Царь металлов". Зал В
Главное здание. Красная лестница
Главное здание. Зеленая лестница
Собор построен в 1555-1561 гг. по повелению царя Ивана Грозного в память о победе русского воинства над Казанским ханством. В церквях собора сохранены интерьеры XVI-XX вв. Стены и своды храма богато украшены росписью. В экспозиции музея представлены редкие образцы древнерусской школы иконописи и шедевры прикладного искусства. В бывшей ризнице находятся драгоценные вклады царских особ и простых прихожан в Покровский собор.
Покровский собор
Палаты - историко-архитектурный памятник XV-XVII вв. - расположены в родовой усадьбе бояр Романовых, где родился первый государь из династии Романовых царь Михаил Федорович. По указанию императора Александра II в 1859 г. в Палатах был открыт первый в России мемориальный музей «Дом бояр Романовых». Современная экспозиция музея представляет патриархальный быт богатого московского боярства второй половины XVII в.
Палаты бояр Романовых
Рекомендуем посмотреть
Уникальные экспонаты
Альбом со старыми фотографиями, который мы подготовили, достаточно неоднороден. Но он позволяет почувствовать жизнь музея, как единого организма, который растет и меняется под воздействием внешних обстоятельств, но не изменяет себе. В альбом вошли оцифрованные негативы фотографий, выполненные на стекле и на пленке в период с 1902 до конца 1950-х годов – время войн, революций и глубочайших преобразований всего общественного уклада в нашей стране. Рассматривая их, можно найти много интересного. Например, таблички «Не прислоняться» на витринах и «Курить воспрещается», развешенные в залах на фото 1920-х - 1930-х гг. Стоит особо отметить, что фотографии 1920-х – 1930-х годов, иллюстрирующие «беспорядочное» хранение фондов, говорят не о халатности сотрудников, а о гражданском подвиге, на который они шли, рискуя свободой и жизнью, ради сохранения национального достояния.
ГИМ. Фотоистория
Тула в собрании ГИМ
Аристократический портрет является важной частью собрания Исторического музея. Портреты представителей древних русских родов и новой знати создавались "для памяти потомству своему…" не только лучшими отечественными столичными и иностранными живописцами, но и скромными усадебными художниками. Богатство собрания Исторического музея позволяет совершить экскурс в прошлое — в "историю в лицах" и в магию художественного образа. Галерея из 120 живописных портретов, представленных на выставке, была сформирована в основном из национализированных родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых–Стрешневых и других представителей дворянского сословия. Среди авторов произведений: выдающиеся отечественные мастера — Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин; снискавшие европейскую известность модные французские портретисты середины XIX века — Ш. Мюллер, Ф. К. Винтерхальтер; блистательные отечественные виртуозы салонного великосветского портрета — К. Е. Маковский и И. К. Макаров, классик русского аристократического портрета В. А. Серов. На выставке будет представлен единственный в собраниях отечественных музеев портрет графа С. П. Зубова работы знаменитого парижского портретиста Джованни Больдини, а также высокого художественного качества копии с несохранившихся портретов четы графов Салтыковых по оригиналу Л. Э. Виже‐Лебрен и графа К. Г. Разумовского по оригиналу П. Ротари. Впервые будет целиком экспонироваться серия портретов семьи князей Шаховских‐Голынских, исполненная художником Ф. А. Туловым в 1810–1820‐е годы, происходящая из имения Белая Колпь Московской губернии. Несомненный интерес вызовет показ портрета графа А. П. Бестужева–Рюмина 1757–1758 гг. — единственной известной работы талантливого портретиста Ивана Родионова с видеорядом, раскрывающим этапы исследования и реставрации этого редкого портрета русской школы живописи, приобретенного музеем в 2015 г. Экспозиция сопровождается скульптурными портретами и фотографиями усадебных интерьеров.
Выставка «Аристократический портрет в России. Из собрания живописи Исторического музея XVIII - начала XX вв.»
Выставка «Александр III. Миротворец»
Агитфарфор — так называют фарфоровые изделия, созданные руками талантливых художников в первые годы советской власти. Это художественный документ послереволюционных лет, феномен, не имеющий аналогов в мировом искусстве. Наряду с плакатом он стал частью агитационно–массового искусства послеоктябрьского периода, "живым голосом" идей революции.
Агитационный фарфор. Искусство, рожденное Октябрем
Электронный читальный зал Отдела рукописей
Электронная библиотека рукописей
Сообщить об ошибке в описании
Адрес страницы с ошибкой:
Отправить
Ваше сообщение отправлено
Войти в Личный кабинет
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Проверьте ваш почтовый ящик
E-mail
Сбросить пароль
Поделитесь с друзьями