Девушки могли не скрывать волосы под головным убором, поэтому он значительно отличался от женского. Основу его формы составляли круг или полукруг разной высоты [Зеленин Д. К., 1991. С. 266]. К круглым относятся венки, венцы, коруны, новгородские челки, олонецкие первязки, к полукруглым – повязки, ленты, вологодские головодцы. И это далеко не все формы и названия украшений девичей головки.
Наибольшей популярностью среди них пользовалась повязка, представлявшая собой полоску ткани (льняной или хлопчатобумажной), обшитую с лицевой стороны бархатом, узорным шелком или галуном (позументом). По бокам к повязке пришивались широкие и длинные шелковые ленты, которые связывались сзади бантом и опускались концами на спину. В разных регионах России размер лицевой части повязки и ее убранство были различны. Мастера, создававшие их, использовали весь доступный им набор техник и материалов. Повязка дополнялась понизью в виде сетки или бахромы.
Еще более нарядный вид имели венцы, особенно городчатые, или, как их в старину называли, «с городы». Городом в средневековье называлось поселение, окруженное крепостной стеной. Основой такого венца был широкий обруч, к которому крепились с наклоном наружу зубчатые выступы, отдаленно напоминавшие зубцы крепостной стены. На голове убор держался с помощью ленточек-завязок. Поверхность венца и широких лопастей, дополнивших венец, украшалась золотным шитьем, вышивкой, жемчугом, камнями, перламутром, блестками, фольгой, битью, канителью. В некоторых местностях такой убор назывался коруной. Девушка в нем выглядела царевной. Недаром жительница Пинежья М. А. Щеголихина, родившаяся в 1908 г., вспоминала: «На престольный праздник девки нарядятся – как куколки ходят» [Филева Н. А., 2014. С. 56].
По старинному обычаю девушка могла распустить гладко расчесанные волосы, надев и повязку и венец. Эти и другие уборы она надевала со время сватовства, а когда была уже просватанной, в них шла под венец. По христианскому обычаю невеста под венцом должна быть с распущенными волосами под покрывалом, но во многих случаях она оставалась в повязке или венце. В девичьем уборе она сидела на «княжом пиру» - застолье после венчания [Соснина Н. Н., Шангина И. И., 1998. С. 43, 225].
Девушка собирала волосы в одну косу, спускавшуюся на спину, в отличие от женщины, у которой было две косы, уложенные на голове. Чтобы коса получилась красивой, волосы тщательно расчесывали гребешком и разделяли обычно на три пряди. Существовали разные способы плетения. В Архангельской губернии, например, девицы укладывали одну прядь поверх другой, а женщины – одну прядь под другую [Ефименко П. С., 2009. С. 174]. В конец косы вплетали ленту, закрепляли кончик и для красоты завязывали бант, иногда дополняя кистью из стеклянных бусин или золотых нитей. Также украшением кончика косы был косник или накосник самой различной формы: сердечком, круглый (в виде розетки) и самый распространенный, отдаленно напоминающий треугольник. Косники делали из самых разных тканей – и дорогих и дешевых. Для придания жесткости основе использовали стеганный холст или картон. Обе стороны косника вышивались золотными и шелковыми нитями, украшались речным и искусственным жемчугом, колотым перламутром, бисером, цветными стеклами, металлическими вставками и цветной фольгой. Края обшивались золотным кружевом, галуном и бахромой. Для крепления к волосам в верхней части делалась петля, которую часто дополняла плетенка из золотного шнурка. Коса с украшением на конце становилась немаловажной деталью, придававшей облику нарядной девушки изящество и законченность.
Читать далее