Вернуться
39 из 51
Просмотрено 39 из 51
Девичьи головные уборы
Девичьи головные уборы
Дата публикации
Аннотация
Девушки могли не скрывать волосы под головным убором, поэтому он значительно отличался от женского. Основу его формы составляли круг или полукруг разной высоты [Зеленин Д. К., 1991. С. 266]. К круглым относятся венки, венцы, коруны, новгородские челки, олонецкие первязки, к полукруглым – повязки, ленты, вологодские головодцы. И это далеко не все формы и названия украшений девичей головки. Наибольшей популярностью среди них пользовалась повязка, представлявшая собой полоску ткани (льняной или хлопчатобумажной), обшитую с лицевой стороны бархатом, узорным шелком или галуном (позументом). По бокам к повязке пришивались широкие и длинные шелковые ленты, которые связывались сзади бантом и опускались концами на спину. В разных регионах России размер лицевой части повязки и ее убранство были различны. Мастера, создававшие их, использовали весь доступный им набор техник и материалов. Повязка дополнялась понизью в виде сетки или бахромы. Еще более нарядный вид имели венцы, особенно городчатые, или, как их в старину называли, «с городы». Городом в средневековье называлось поселение, окруженное крепостной стеной. Основой такого венца был широкий обруч, к которому крепились с наклоном наружу зубчатые выступы, отдаленно напоминавшие зубцы крепостной стены. На голове убор держался с помощью ленточек-завязок. Поверхность венца и широких лопастей, дополнивших венец, украшалась золотным шитьем, вышивкой, жемчугом, камнями, перламутром, блестками, фольгой, битью, канителью. В некоторых местностях такой убор назывался коруной. Девушка в нем выглядела царевной. Недаром жительница Пинежья М. А. Щеголихина, родившаяся в 1908 г., вспоминала: «На престольный праздник девки нарядятся – как куколки ходят» [Филева Н. А., 2014. С. 56]. По старинному обычаю девушка могла распустить гладко расчесанные волосы, надев и повязку и венец. Эти и другие уборы она надевала со время сватовства, а когда была уже просватанной, в них шла под венец. По христианскому обычаю невеста под венцом должна быть с распущенными волосами под покрывалом, но во многих случаях она оставалась в повязке или венце. В девичьем уборе она сидела на «княжом пиру» - застолье после венчания [Соснина Н. Н., Шангина И. И., 1998. С. 43, 225]. Девушка собирала волосы в одну косу, спускавшуюся на спину, в отличие от женщины, у которой было две косы, уложенные на голове. Чтобы коса получилась красивой, волосы тщательно расчесывали гребешком и разделяли обычно на три пряди. Существовали разные способы плетения. В Архангельской губернии, например, девицы укладывали одну прядь поверх другой, а женщины – одну прядь под другую [Ефименко П. С., 2009. С. 174]. В конец косы вплетали ленту, закрепляли кончик и для красоты завязывали бант, иногда дополняя кистью из стеклянных бусин или золотых нитей. Также украшением кончика косы был косник или накосник самой различной формы: сердечком, круглый (в виде розетки) и самый распространенный, отдаленно напоминающий треугольник. Косники делали из самых разных тканей – и дорогих и дешевых. Для придания жесткости основе использовали стеганный холст или картон. Обе стороны косника вышивались золотными и шелковыми нитями, украшались речным и искусственным жемчугом, колотым перламутром, бисером, цветными стеклами, металлическими вставками и цветной фольгой. Края обшивались золотным кружевом, галуном и бахромой. Для крепления к волосам в верхней части делалась петля, которую часто дополняла плетенка из золотного шнурка. Коса с украшением на конце становилась немаловажной деталью, придававшей облику нарядной девушки изящество и законченность.
Дагестанская женская одежда
Женская одежда луговых марийцев