Альбомы
Женская одежда луговых марийцев
Женская одежда луговых марийцев
Дата публикации
Аннотация
Рубаха луговых марийцев тувыр шилась из белого домотканого конопляного холста. Прямое полотнище без швов на плечах составляло перед и спинку рубахи. На груди делался длинный разрез. Вышивка цветной шерстью располагалась широкой каймой вдоль грудного разреза, на рукавах, переходила на плечи и спину до лопаток, шла поп подолу. Сложный геометрический орнамент выполнялся плотным ковровым шитьем. Вышивка считалась оберегом. Под влиянием тюркоязычных соседей в украшения финно-угорских народов стали входить серебряные монеты. Блеск серебра связывался с солярным культом, считалось, что серебро отгоняет злых духов. Монеты, полученные за продажу промысловых товаров, не пускались в оборот, а использовались для создания женских украшений. Был распространен обычай уничтожать изображения лиц на монетах, поэтому многие из них сильно потерты. В XIX в. правительство запретило сверление монет, что объясняет замену их жетонами и бляшками называвшимися «нухратками». В украшениях народов Поволжья использовался бисер, бусины, стеклярус, пуговицы и раковины каури, которые за внешнее сходство со змеиной головкой называли «ужовками». Каури в огромном количестве привозили из тропических стран арабские и турецкие купцы для обмена и торговли. Ценились они на равнее с серебром. Женское шейное украшение шушер в виде съемного воротника ассиметричной формы с застежкой на правом плече делался из холста, обтягивался кумачом; вся передняя часть плотно зашивалась монетами, бисерным шитьем, отделывалась раковинами каури. В коллекции Исторического музея хранится интересный экземпляр: к украшению на цепочке подвешен коготь волка в оправе. Волк – древний родовой тотем. Старинное марийское свадебное поясное украшение упикэ сделано из шерстяных шнуров, заключенных в латунные трубочки. Оно надевалось сзади поверх одежды. По нижнему краю выпущена бахрома из крученых шерстяных нитей, окрашенных в синий цвет. К поясу прикреплена подвеска, отделанная цветным бисером. Это редкое архаичное украшение вышло из употребления во второй половине XIX в. По типу женского головного убора марийцы называют себя: шарпан-мари, носящие головное полотенце; сорокан-мари – сороку (мягкий чепец с жесткой основой на очелье); шымашкан-мари – шымашкан (остроконечный колпачок из холста). Форма и орнаментация женских головных уборов марийского народа восходит к глубокой древности. Полотенчатый головной убор шарпан украшался скромной вышивкой по краям полотнища. Узкие концы отделывались плетеным кружевом, шелковыми лентами. Шарпан удерживался на голове полоской холста с вышивкой - нашмаком. Поверх сороки и шымакша повязывали холщовую вышитую косынку. Головной убор шымакш крепился на жесткую основу из войлочного колпачка, обшитого кожей и палочки. Палочка втыкалась в волосы, заплетенные в косу и собранные в тугой узел. В разных местностях шымакши расшивались шелковыми или шерстяными нитями; шелк использовали красного цвета различных оттенков, а шерсть - синего. Особенно богато декорировалась нижняя кайма и острый колпачок шымакша. Наиболее ранние образцы украшены плотной вышивкой, белой оставлена лишь незначительная часть полотнища. Позже вышивка стала более легкой, разреженной. Большой интерес представляет развитие орнамента налобной части марийской сороки. На головных уборах начала XX в. в орнаменте четко читается стилизованное изображение конской головы. В более поздних вариантах этот элемент узора постепенно превращается в геометрическую фигуру.