Верхневолжских карел называют также тверскими, поскольку они проживают на северо-востоке, в центре и небольшая часть - на юго-западе Тверской области и говорят на тверском диалекте карельского языка. Когда-то они были коренным населением Поволжья и издавна связаны с русским народом и его культурой. Немаловажно и то, что карелы с XII в. Являлись православными. Их переселение на русские земли происходило постепенно с конца XVI в., а особенно активно – в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Причиной переселения послужили русско-шведские войны, в результате которых Россия уступила Швеции Корельский уезд с крепостью Корела и Изжорскую землю – места исконного проживания приладожских карел. По переписи населения 1926 г. этот финно-угорский народ насчитывал 140 тыс. человек (по переписи 2010 г. – чуть более 7 тыс.).
Традиционный женский костюм тверских карел, в том числе и головные уборы, близок к русским. Карельские девушки носили повязки, а женщины - сороки, повойники, сборники, чепцы, в русские названия которых добавились карельские окончания. Например, сорока называлась «сорокка». Разным районам расселения соответствовали свои типы сорок, которые исследователи разделяют на четыре группы [Маслова Г. С., 1951.С.24]. Так, сороки Весьегонского уезда выделялись оригинальностью формы и отделки. Основой этих уборов была не очень глубокая и плотно облегающая голову мягкая шапочка из холста, сверху перекрывавшаяся нарядными тканями, выбор которых зависел от вкуса и достатка хозяйки. Очелье украшалось гребнем прямоугольной формы. Кроме вышивки сорока отделывалась металлическими блестками, галуном, лентами, тесьмой и в целом выглядела очень нарядно. Сзади у сороки располагалась зательникка – позатыльник, а под нее надевалась самсури, близкая к русской лопатообразной кичке. Высота очелья старинных сорок доходила до 15 см, более современных была меньше [Маслова Г. С., 1951.С.25].
Читать далее