Альбомы
Кокошники
Кокошники
Дата публикации
Аннотация
Кокошники – праздничные головные уборы, отличающиеся гармонией формы и роскошью убранства. Название происходит от древнеславянского слова «кокошь», которым называли курицу-наседку и петуха [Маслова Г. С., 1956.С.676]. Украшение головы, по мнению историков, отражало идею неба, поэтому часто в него включались символические изображения солнца, Мирового древа и птиц [Рыбаков Б. А., 2001.С. 599] – обитателей неба и вестников богов. Эти и другие образы были призваны оберегать молодых от напастей, способствовать прибавлению в семье и благополучию. Смысл таких изображений был аналогичен пожеланиям, высказанным во время свадьбы, где на невесту после венчания надевался кокошник. Богатство этого головного убора имело важное значение и в начале семейной жизни, ведь его полагалось носить до появления первого ребенка. Результаты археологических исследований свидетельствуют, что кокошники имеют древнее происхождение. Так, на территории Тамбовской области в захоронении, датируемом VII в., был обнаружен головной убор типа кокошника [Маслова Г. С., 1956.С.676]. В погребениях домонгольской эпохи такого рода находок уже много [Сабурова М. А., 1974. С. 89, 97; Она же, 1975. С. 16-22]. Головные уборы более позднего времени известны по изобразительным и литературным источникам. Побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. англичанин Д. Флетчер и немец А. Олеарий описывают кокошники и повязки, которые носили состоятельные русские девушки и женщины [Билибин И. Я., 1909. С. 452, 453]. Все это доказывает непрерывность традиции бытования кокошников со времен Древней Руси до начала XX в. Кокошники носили по всей России, включая Сибирь и Забайкалье [Селищев А. М., 1920. С.7]. Они отличались разнообразием покроя и сложностью декоративной отделки, при исполнении которых требовалось знание профессиональных приемов. Эти головные уборы изготавливались в ремесленных мастерских или кустарями одиночками. Некоторые виды кокошников бытовали строго в пределах определенных территорий, зато другие можно было встретить в нескольких губерниях. Именно к таким относится так называемый московский кокошник. Его изображения встречаются на лубочных картинках, а также полотнах И. П. Аргунова и А. Г. Венецианова. Именно эта форма кокошника стала образцом головного убора кормилицы, служившей в богатых семьях. А. Н. Бенуа (1870-1960) вспоминает о своей молочной матери: «запомнился лишь ее полукруглый расшитый кокошник над высоким лбом, гладкие причесанные пряди волос и масса бус на белой рубахе» [Бенуа А. Н., 2005. С. 250]. Этот же тип был использован при создании головного убора к «русскому» придворному платью. Кокошник цилиндрической формы с плоским верхом, тыльной частью и треугольными лопастями на висках сохранил в названии старинное слово «кика». В рисунок его золотного шитья включены фантастические двуглавые птицы и символическое древо жизни в виде цветущего куста на вазоне. Кика новгородская («головка») бытовала в Новгородской и северо-западных уездах Тверской губернии. Если в XVII в. такие уборы носили представительницы боярского сословия, то в XVIII – XIX вв. – купчихи, состоятельные мещанки и крестьянки [Соснина Н. Н., Шангина И. И., 1998. С. 110]. Для некоторых видов кокошников характерно наличие гребня, одна из форм которого – дуга с высокой твердой лицевой частью. Такие носили жительницы Мурома (Владимирской губ.). Тыл у таких головных уборов всегда мягкий, как правило, с богатой золотной вышивкой, с припуском на затылок и мешочком для волос. Кокошники с местным названием «шишак» надевали в Торопецком уезде Псковской губернии. Верх убора делали из дорогих тканей – парчи, бархата или шелка, в виде облегающей голову мягкой шапки, заканчивающейся конусом. Иногда форму верха слегка изменяли. Особенностью таких кокошников были твердые шишки, плотно закрепленные на очелье. Их поверхность полностью покрывалась речным жемчугом или колотым перламутром. По поверью, количество шишек означало пожелание молодой жене родить столько же детей. Многие кокошники включали в тыльную часть украшенный богатым узорочьем позатыльник, который подчас превращалась в чисто символическую деталь в виде узенькой полоски. Все кокошники сверху покрывались красивым покрывалом, фатой или платком.