В XVIII – первой половине XIX в. у народов Северного Кавказа сложился комплекс мужской одежды с бешметом и черкеской. Появившийся у кабардинцев, он распространился среди соседних адыгских народов. Бешметы, своего рода кафтаны из фабричной шерстяной или шелковой ткни, носили также черкесы и адыгейцы.
Бешмет имел длинные узкие рукава и воротничок стойку, его длина достигала колен. В повседневной жизни бешмет мог служить единственной верхней одеждой. В праздничные дни и во время джигитовок на него надевали другую верхнюю одежду, которую русские называли черкеской. Её шили из тонкого сукна; до талии черкеска плотно облегала торс, а от пояса плавно расширялась книзу. Эта одежда имела глубокий вырез ни груди и длинные широкие ркава без воротничка. В связи с появлением огнестрельного оружия на грудь черкески стали нашиваться с двух сторон специальные карманчики для патронов – газырницы. Число гнезд для газырей варьировалось от четырех – пяти до восемнадцати с каждой стороны. С черкеской носили кожаный пояс с серебряными накладками.
В 1830-х г. Русский наблюдатель писал: «Джигит одет просто, но любо смотреть, как все части его костюма и вооружение хорошо пригнаны, как все опрятно, щегольски, чисто, как чекмень (черкеска) обтягивает стройное тело; как талия перетянута красивым ремнем с серебряными украшениями… как шашка и пистолет ловко подвешены на своих местах – ничто у него не брякнет, не помешает его движениям» [Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв. М., 1989. С. 39].