Вернуться
51 из 51
Просмотрено 51 из 51
Понёвы
Понёвы
Дата публикации
Аннотация
Понёва – женская поясная одежда, надевавшаяся поверх рубахи, была распространена в южных губерниях России (Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской и некоторых районах Смоленской). Понёву шили из нескольких продольных полос домотканой шерстяной ткани и собирали у талии на шнур. Существует два типа понёв – распашные и глухие. Распашная, не сшитая по кругу, при одевании расходилась спереди или сбоку, поэтому разрез прикрывали передником. Если между крайними полотнищами вшивалось полотно гладкой ткани, понева называлась глухой или «с прошвой». Понёвная ткань, как правило, темно-синяя, реже черная и красная имела клетчатый узор. Размер клетки и цветовое решение нитей несли информацию о принадлежности хозяйки к той или иной местности. В Рязанский и Пензенской губерниях бытовали тяжелые понёвы в продольную полоску или одноцветные с узорной каймой по подолу. Понёвы расшивались цветными шерстяными нитями, кружевом, галуном, полосами фабричной ткани. Праздничные понёвы имели самое богатое украшение и назывались «добрыми» (Орловская губерния). Существовал обычай носить понёвы «с подтыком», когда передние полотнища подворачивались под пояс, у распашных полы загибались снаружи наверх. Для таких случаев понёва декорировалась и с изнанки. В XIX – начале XX в. у русского населения южных губерний понёва являлась принадлежностью костюма замужней женщины. Этнографы отмечают, что первое надевание понёвы было связано с наступлением зрелости у девушек, со временем превратившееся в часть свадебных народных церемоний. Д. К. Зеленин, исследуя обряды, связанные с совершеннолетием русских девушек, отмечает интересный обычай, существовавший в Богородицком уезде Тульской губернии. Когда девушке исполнялось 15 или 16 лет, в день именин в присутствии всей родни «именинница становится обыкновенно на лавку и начинает ходить из одного угла в другой. Мать её, держа в руках открытую понёву, следует за нею подле лавки и приговаривает: «Вскоци, дитетко, вскоци, милое»; а дочь каждый раз на такое приветствие сурово отвечает: «Хоцу – вскоцу, хоцу – не вскоцу». Но так как вскочить в понёву значит объявить себя невестою и дать право женихам за себя свататься, то никакая девка не заставляет долго за собою ухаживать да и не даёт промаху в прыжке, влекущего за собою отсрочку до следующего году». [Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. М., 1994. С. 185].
Башкирская женская одежда