Традиции древнерусского искусства наиболее полно сохранились на Русском Севере, где особенно выделяется художественное наследие Каргопольского края. Широко известны праздничные головные уборы жительниц Каргополья, отличающиеся своеобразием и неповторимостью облика.
В Каргопольском уезде носили головные уборы нескольких типов. Самым старым из них была сорока, под которую надевалась сдериха (волосник), придававшая ей форму. Кроме скругленного вверху очелья, имевшего форму украшенного треугольника, у сороки были «хвост» и «крылья» с завязками. Этот убор носили не только как праздничный, но и как повседневный, а также в дни траура.
Перевязка – праздничный девичий убор – представляла собой широкий обруч на жесткой основе, оттянутый позументом (местное название «гас») и украшенный жемчугом или бисером. Вернувшейся после венчания девушке надевали кокошник. У него был особенный покрой шапочки, плотно сидевшей на голове, с овальным плоским верхом, выступающим очельем и «ушами». Верх выкладывался золотым галуном (позументом). Задняя часть (позатыльник), уши и особенно очелье украшались золотым шитьем, унизывались жемчугом или бисером и колотым перламутром. На лоб спускалась пышная, в несколько слоев сетчатая понизь. «Народные женские головные уборы – это целые художественные произведения, завершающие облик женского лица. Обычай лишал женщину ее естественного украшения – волос, а красивый убор заменял их» [Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 16].
Среди каргопольских кокошников нередко встречаются именные – с четырьмя буквами, вышитыми парами на висках золотными нитями. Как правило, первая из них «К» - начальная буква от слова кокошник, остальные – инициалы владелицы. Обычай делать метки на головных уборах, появившийся, вероятнее всего, во второй половине XIX в., был связан со свадебными торжествами и существовал не только на севере России, но и в других губерниях. В Каргополье эта традиция сохранялась до начала XX в. Инициалами помечались и другие предметы свадебного костюма, например в южных губерниях их вышивали на кожаных сапогах..
Нельзя не упомянуть об особенной роли жемчуга в украшении русских головных уборов. Конечно, покупать для этого привозной морской жемчуг могли только очень богатые люди. В XVI – XVII вв. его можно было увидеть на мужских шапках русской знати. На традиционных головных уборах из собрания Исторического музея встречается, в основном, мелкий жемчуг; добытый в северных русских реках или выращенный в прудах. Известно о существовании нескольких таких хозяйств, одно из которых в XVII в. было устроено Строгановыми в Сольвычегодске. Жемчуг обязательно обрабатывали – чистили и шлифовали. Жемчужина правильной формы называлась скатной, а неровная – рогатой [Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 122]. Блеск даже неправильной формы жемчужин создавал эффект сияния, особенно в сочетании с золотной вышивкой, камнями и цветными стеклами. Но и речной жемчуг был не всем по карману. Его очень часто заменяли колотым перламутром или перламутровыми плашками, которые изготавливали из перламутрового слоя раковины-жемчужницы. Искусственный жемчуг из стекла был изобретен во Франции еще в конце XVII в. В России он появился значительно позднее и в XIX в. почти полностью заменил натуральный.
Сороки и кокошники дополнялись платками. Когда-то они были шелковыми, шитыми жемчугом, и холщевыми – с вышивкой красными нитками. Но самыми известными стали «золотные платы», вышитые золотными нитями по кисее или коленкору. Они считались драгоценностью и надевались только по большим праздникам. Во второй половине XIX в. в обиходе появились фабричные платки.
Читать далее