Вернуться
44 из 51
Просмотрено 44 из 51
Праздничные головные уборы жительниц Каргополья
Праздничные головные уборы жительниц Каргополья
Дата публикации
Аннотация
Традиции древнерусского искусства наиболее полно сохранились на Русском Севере, где особенно выделяется художественное наследие Каргопольского края. Широко известны праздничные головные уборы жительниц Каргополья, отличающиеся своеобразием и неповторимостью облика. В Каргопольском уезде носили головные уборы нескольких типов. Самым старым из них была сорока, под которую надевалась сдериха (волосник), придававшая ей форму. Кроме скругленного вверху очелья, имевшего форму украшенного треугольника, у сороки были «хвост» и «крылья» с завязками. Этот убор носили не только как праздничный, но и как повседневный, а также в дни траура. Перевязка – праздничный девичий убор – представляла собой широкий обруч на жесткой основе, оттянутый позументом (местное название «гас») и украшенный жемчугом или бисером. Вернувшейся после венчания девушке надевали кокошник. У него был особенный покрой шапочки, плотно сидевшей на голове, с овальным плоским верхом, выступающим очельем и «ушами». Верх выкладывался золотым галуном (позументом). Задняя часть (позатыльник), уши и особенно очелье украшались золотым шитьем, унизывались жемчугом или бисером и колотым перламутром. На лоб спускалась пышная, в несколько слоев сетчатая понизь. «Народные женские головные уборы – это целые художественные произведения, завершающие облик женского лица. Обычай лишал женщину ее естественного украшения – волос, а красивый убор заменял их» [Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 16]. Среди каргопольских кокошников нередко встречаются именные – с четырьмя буквами, вышитыми парами на висках золотными нитями. Как правило, первая из них «К» - начальная буква от слова кокошник, остальные – инициалы владелицы. Обычай делать метки на головных уборах, появившийся, вероятнее всего, во второй половине XIX в., был связан со свадебными торжествами и существовал не только на севере России, но и в других губерниях. В Каргополье эта традиция сохранялась до начала XX в. Инициалами помечались и другие предметы свадебного костюма, например в южных губерниях их вышивали на кожаных сапогах.. Нельзя не упомянуть об особенной роли жемчуга в украшении русских головных уборов. Конечно, покупать для этого привозной морской жемчуг могли только очень богатые люди. В XVI – XVII вв. его можно было увидеть на мужских шапках русской знати. На традиционных головных уборах из собрания Исторического музея встречается, в основном, мелкий жемчуг; добытый в северных русских реках или выращенный в прудах. Известно о существовании нескольких таких хозяйств, одно из которых в XVII в. было устроено Строгановыми в Сольвычегодске. Жемчуг обязательно обрабатывали – чистили и шлифовали. Жемчужина правильной формы называлась скатной, а неровная – рогатой [Якунина Л. И. Русское шитье жемчугом. М., 1955. С. 122]. Блеск даже неправильной формы жемчужин создавал эффект сияния, особенно в сочетании с золотной вышивкой, камнями и цветными стеклами. Но и речной жемчуг был не всем по карману. Его очень часто заменяли колотым перламутром или перламутровыми плашками, которые изготавливали из перламутрового слоя раковины-жемчужницы. Искусственный жемчуг из стекла был изобретен во Франции еще в конце XVII в. В России он появился значительно позднее и в XIX в. почти полностью заменил натуральный. Сороки и кокошники дополнялись платками. Когда-то они были шелковыми, шитыми жемчугом, и холщевыми – с вышивкой красными нитками. Но самыми известными стали «золотные платы», вышитые золотными нитями по кисее или коленкору. Они считались драгоценностью и надевались только по большим праздникам. Во второй половине XIX в. в обиходе появились фабричные платки.
Оклад иконы "Богоматерь Смоленская"
Дагестанская женская одежда