В советское время в среде сотрудников партийных архивов и музеев коллекция фотографий Центрального музея В.И. Ленина (далее – ЦМЛ) считалась вторичной. В общем и целом, это не заслуженная репутация, но определенные основания для ее возникновения были. Прежде всего, это касается «фотоленинианы», а в музее, посвященном жизни и деятельности исторического деятеля, именно его фотографии должны быть основой собрания. Но еще в 1924 г. на уровне ЦК ВКП/б/ было принято решение, согласно которому все оригиналы ленинских документов и фотографий хранились в ЦПА (ныне РГАСПИ). Именно этот архив является правообладателем «фотоленинианы».
Несмотря на это, в коллекции бывшего ЦМЛ (ныне – отдел собрания фондов музея В.И. Ленина ГИМ, далее – ФМЛ), отложились фотографические отпечатки, как минимум требующие к себе внимания, а подчас даже авторские, прежде всего, благодаря поступлениям от частных лиц. Так, в 1988 г. неустановленный посетитель музея передал в экскурсионное бюро ЦМЛ восемь авторских позитивов В.И. Ленина работы Виктора Карловича Буллы, ставших «жемчужиной» ленинских фотографий нашего собрания. С точки зрения уникальности памятников, эти отпечатки, безусловно, такими не являются: негативы-оригиналы хранятся в РГАСПИ, но для собрания бывшего ЦМЛ они ценны.
Среди копийных снимков, заказанных в ИМЭЛ/ ЦПА для нужд экспозиции музея следует выделить 59 фотографий, сделанных, как минимум, в один период со съемкой. Нет оснований назвать их авторскими или даже винтажными (т.е. отпечатанными в год съемки). Тем не менее, они требуют определенного внимания. Не исключено, что эти снимки были отпечатаны с негативов-оригиналов из собрания Института Ленина в 1920-1930-е гг., тем
более значительная часть этих фотографий поступила из ИМЭЛ, но нет основательных документальных подтверждений и этой версии.
Некоторые из ленинских снимков примечательны не столько с точки зрения «фотоленинианы», сколько историей бытования. Так, на обороте группового портрета «В.И. Ленин в группе выпускников первых московских пулеметных командных курсов», сделанного 12 мая 1920 г. в Москве – следующая дарственная надпись: «Сестре! Храни как память обо мне, и знай, меня не будет, то умер я, за счастие дорогого мне трудового народа и за идею творцов Коммунизма. С. Шутов. 14/V 20 г. Москва» (ГИМ 111887/179, ФМЛ ФОЛ-8404).
Не менее примечательна дарственная надпись на обороте фоторепродукции знаменитого портрета В.И. Ленина, сделанного П.С. Жуковым в июле 1920 г. в Москве. Фоторепродукция была выпущена в 1947 г. Фотохроникой ТАСС. Помимо штампа организации-изготовителя, на обороте – автограф детским почерком: «28 июня суббота 1947г. Тёти Лиде на память от Шурика Кошут» (ГИМ 111887/747, ФМЛ ФОЛ-8972). К сожалению, ничего не известно ни о дарителе, ни об адресате. Учетная документация ЦМЛ также не сохранила сведений об источниках поступления обоих фотопортретов.
Также в составе коллекции отложились более пятидесяти позитивов на правах оригинала, запечатлевших представителей семьи Ульяновых, включая М.Т. Елизарова, Н.К. Крупскую (к сожалению, лишь в советский период) и ее родных. О происхождении и бытовании этих фотографий мало известно. Во всех случаях, где известен источник поступления, речь идет о частных лицах. Так, фотопортреты родителей Н.К. Крупской – Елизаветы Васильевны Тистровой и Константина Игнатьевича Крупского, а также родственников Е.В. Тистровой до поступления в музей принадлежали личному секретарю Н.К. Крупской Вере Соломоновне Дридзо.
В этом альбоме по максимуму представлены лучшие произведения «фотоленинианы», а также фотопортреты членов семьи Ульяновых, Н.К. Крупской и ее родственников из собрания ФМЛ ГИМ.
Все ленинские фотографии аннотированы по изданию: В.И. Ленин. Собрание фотографий и кинокадров. - Т. 1-2. - М.: Издательство «Панорама», 1990.
Рубинина Зоя Максимовна, старший научный сотрудник
Читать далее