Выставка продолжает показ памятников из частных собраний и представляет коллекцию японской анималистической бронзовой скульптуры конца XIX — начала XX века. Эпоха Мэйдзи (1868 — 1912 гг) — уникальный исторический период глубоких реформ и перемен, когда за очень короткий промежуток времени закрытая феодальная страна вышла из самоизоляции и стала крупной мировой державой. Император Муцухито принял имя Мэйдзи, состоящее из двух иероглифов — «свет» и «правление», а его просвещенное правительство инициировало фундаментальные преобразования в науке и искусстве.
Японская бронзовая скульптура малых форм относится к числу предметов, которые ярко характеризуют национальные традиции, эстетику, бытовой уклад страны и отвечают представлениям японцев о прекрасном. Японская бронза — это своеобразная визитная карточка Страны Восходящего солнца, также как цветущая сакура и икэбана, самураи иборьба сумо.
Коллекция японской бронзы в отделе металла Исторического музея насчитывает 35 предметов: вазы, кашпо, статуэтки. Коллекция начала складываться в 1920‐х гг. Первые памятники японской бронзы поступили из Строгановского училища, в 1938 году — из Политехнического музея. Позднее коллекция пополнялась за счет передачи из государственных учреждений.
На выставке представлено 14 памятников японского бронзового литья эпохи Мейдзи, предметы экспонируются впервые.
К числу наиболее ярких экспонатов можно отнести бронзовую фигурку лангуста, ноги и хвост которого скреплены хитроумными шарнирами и подвижны, что придает фигуре необычайное правдоподобие. К числу редкостей можно отнести фигуру борца сумо (рикиси), в высоко поднятой руке держащего вазу, на крышке которой размещено изображение дракона. С образом дракона в японской мифологии связаны сила, доброта, ум, энергия — те качества, которыми обязательно должен обладать борец сумо.
Основной темой японской бронзы являлась красота окружающего мира, населенного реальными или фантастическими животными и птицами. Основания скульптурных изображений обычно оформлялись как часть природной среды. Это придает особенное правдоподобие изображениям и отражает подчеркнутую декоративность — особенность традиционного искусства, предполагающую осмысление каждого изделия, как части более широкого целого.
Читать далее