Выставки
Купеческий портрет XVIII - начала XX века из собрания Исторического музея. Кемерово. 04.04.2014-03.08.2014
Купеческий портрет XVIII - начала XX века из собрания Исторического музея. Кемерово. 04.04.2014-03.08.2014
Период экспонирования
04.04.2014-03.08.2014
Место проведения
Кемерово
Организация
Кемеровский областной музей изобразительных искусств
Аннотация
Выставка купеческих портретов, принадлежащих двум коллекциям из собрания музея — живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии, — задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия старой России на протяжении более двух веков. Уникальное собрание дает возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия. Портреты представителей купеческих родов XVIII – начала XIX века были заказаны и исполнены, в основном, для родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев, на них купцы, сохраняя свой патриархальный облик, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. Анонимные портреты «купецких людей» XVIII в. воспринимаются как выражения человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее и изысканная купчиха в шелковом платье с декольте и с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины. В первой четверти XIX века в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного портрета в другой. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев. Живописный портрет второй половины XIX – начала XX века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством &lquoto;московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев — К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца — и тогда, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, в портрете невольно проступало лицо нувориша. Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Басниных, Кузнецовых и др.) заказывались как для общественных мест — благотворительных заведений, государственных учреждений, так и для особняков "купеческой аристократии", как, например, конный портрет англомана и коллекционера Евфимии Носовой-Рябушинской, работы А.Я. Головина, напоминающий брюлловскую &lquoto;Всадницу». В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне коллекции или за столом в кабинете. Дагерротипия — изысканное искусство малых форм — просуществовало недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было очень популярно в просвещенной купеческой среде, старавшейся приобрести памятную реликвию или "сувенир чувств", отличавшийся от живописного портрета камерностью и магическим жизнеподобием. На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров. Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной энергии личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина — до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, — мецената и благотворителя. На выставке представлены предметы купеческого коллекционирования, связанные, прежде всего, с бытовой культурой третьего сословия — народный костюм и украшения, купеческие портреты и прочее