Вернуться
33 из 63
Просмотрено 33 из 63
Французские генералы в Наполеоновских войнах, г. Москва. 31.05.2016-12.09.2016
Французские генералы в Наполеоновских войнах, г. Москва. 31.05.2016-12.09.2016
Период экспонирования
31.05.2016-12.09.2016
Место проведения
г. Москва
Аннотация
Выставка посвящена портретной галерее маршалов и генералов Великой армии, созданной в первой четверти XIX века мастерами французской школы Л. Ф. Обри, Л. Ф. Шароном и П. Мартине. С момента поступления в 1942 году в Государственный исторический музей в составе единой коллекции, состоящей из тридцати шести гравированных портретов французских деятелей, эти произведения печатной графики хранились в разрозненном виде. Все они составляют иконографию маршалов и генералов наполеоновской эпохи, исполнены во Франции в технике акватинты в 1819–1823 годах и в единой композиции (в рост, на фоне сражений, пейзажа или архитектурных строений, с предметами военной атрибутики в руках). В Исторический музей гравюры поступили в неполной сохранности – с утратой полей, на которых располагались надписи и обширные экспликации с описанием подвигов портретируемых. Полные гравированные листы были напечатаны в цвете и в черно-белом варианте, имели одинаковый размер доски и полей. Такие листы достаточно редки в российских музейных собраниях. Портретная галерея французских военачальников была создана, в основном, творческим союзом трех художников: рисовальщика Пьера Мартине (1781–?), живописца и миниатюриста Луи Франсуа Обри (1767–1851) и гравера Луи Франсуа Шарона (1783 – не ранее 1831). Все они в одно время жили в Париже, учились у знаменитых мастеров французской живописи: Свебаха, Изабе, Давида. Но есть в коллекции и единичные листы, исполненные не известными широкому кругу исследователей французскими художниками. Такими, как Эдуар Окар (портрет Массена), Шарль Дюзолшуа (портрет Бертрана) и Ландель (портрет Себастьяни). Датируются листы по дате публикации о продаже. Если информация о конкретном времени исполнения портрета не найдена, произведение датируется первой четвертью XIX века. Все портреты гравированы акватинтой, художники должны были владеть трудоемкой техникой гравирования на металле. Акватинта – это разновидность офорта. Металлические доски с нанесенным на них рисунком и посыпанные кусочками смолы помещают в печь, нагревают, потом травят кислотой, в конце процесса наносится краска, и гравюра печатается на офортном станке. Получается эффект тонового рисунка, похожего на акварель. Не всегда можно с легкостью определить, что послужило основой для гравирования того или иного портрета: рисунок, живописное произведение или гравюра. Нам известен художник, написавший оригинальный портрет дивизионного генерала А. Г. Бертрана для гравюры. Это мастер французской школы Шарль Дюзолшуа де Бергамон. В нашей серии военачальников он представлен единственной работой. Генерал изображен в момент подготовки к переходу французских войск через Дунай перед Аспернским сражением (1809). В январе 1822 года французский ежегодник сообщил о поступлении в продажу восьми гравированных акватинтой портретов, в том числе маршалов Бертье, Бернадота и Келлермана. Следует обратить внимание на позу Келлермана – он изображен сидящим. Из тридцати шести портретируемых сидя или полусидя изображены только четверо: Келлерман, Монтолон, Сульт и Себастьяни. Остальные портреты ростовые. В 1823 году ежегодник сообщил о поступлении в продажу двух гравированных портретов маршалов Монсея и Периньона. Французские источники сообщают, что многие портреты генералов были заказаны художникам для серии «Великие капитаны» (Grand captains), исполненной в 1820–1824 годах. Примерно в это же время, а точнее, с конца декабря 1822 по август 1823 года, в Париже издается еще одна серия гравюр Л. Ф. Шарона под общим названием «Славные дела и подвиги» (Actions gloriesuses et faites d`Armes du...). В коллекции Исторического музея также есть несколько экземпляров этой серии. Обращение к теме иконографии французских военачальников позволило выявить очень интересную серию гравюр, объединенных общим замыслом, узким кругом художников и граверов, временем написания портретов. Отдельные гравюры уже были опубликованы в каталогах, но, как целая серия, эти предметы впервые экспонируются вместе. Из подписей к портретам можно будет узнать биографии генералов и прочесть о сражениях, в которых они принимали участие.
Королевские игры. Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Исторического музея, г. Москва. 15.06.2016-17.10.2016
Образ Богоматери. Иконы XVI-начала XX веков из собрания Государственного исторического музея, г. Хабаровск. 16.05.2016-09.10.2016
Экспонаты выставки Отобрано: 20
Портрет Вандама Жозеф-Доминика (Vandamme Josef Domenique, 1770-1830), французского дивизионного генерала (1799). Шарон (Charon Louis François), Мартине (Martinet Pierre), A Paris chez Jean. Первая четверть XIX в.
Портрет Монтолона Шарль-Тристана (Montholon Charles Tristan, 21.07. 1783, Париж-21.08. 1853), графа, генерала. Шарон (Charon Louis François), Мартине (Martinet Pierre), A Paris chez Jean. Первая четверть XIX в.
Портрет Раппа Жана (Rapp Jean, 1772-1821), графа (1809), французского дивизионного генерала (1805). Шарон (Charon Louis François), Обри Л. (Aubry Louis Françoise), A Paris chez Jean. 1805 г.
Портрет Ланна Жана (Lannes Jean, 10.04. 1769, Lectoure – 31.05.1809, Ebersdorf), маршала Франции (19.05.1804). Шарон (Charon Louis François), Обри Л. (Aubry Louis Françoise), Перрен Ж.Ш.Т. (Jean Charles Nicaise Perrin), A Paris chez Jean. 1805-1810 гг.
Портрет Лассаля Антуана (Antoine Lassalle, 10.05. 1775, Metz – 06.07.1809, Wagram), дивизионного генерала (30.12.1806), графа Империи (16.03.1808). Шарон (Charon Louis François), Обри Л. (Aubry Louis Françoise), A Paris chez Jean. 1807 г.
Портрет Камброна Пьер-Жак-Этьена (Cambronne Pierre Jacques Etienne, 1770-18) , виконта (1822), французского бригадного генерала (1813), пэра Франции (1815). Шарон (Charon Louis François), Обри Л. (Aubry Louis Françoise), A Paris chez Jean. 1819 г.
Показать все