Выставки
К пользе и славе России. Художники и скульпторы - офицеры русской армии XIX - начала XX вв. г. Москва. 30.09.2016-28.11.2016
К пользе и славе России. Художники и скульпторы - офицеры русской армии XIX - начала XX вв. г. Москва. 30.09.2016-28.11.2016
Период экспонирования
30.09.2016-28.11.2016
Место проведения
г. Москва
Аннотация
XIX век – «золотой век» русского офицерского корпуса и период, когда история русской живописи и история русской армии переплетаются самым удивительным образом. Более 150 известных художников и скульпторов были кадровыми офицерами русской армии, причем более половины из них вышли в отставку в генеральских, адмиральских и высоких офицерских чинах. При этом многие достигли высочайшего мастерства в изобразительном творчестве, внесли огромный вклад в историю русского искусства, за что Императорская Академия художеств отметила их высокими профессиональными званиями. Одной из обязательных дисциплин разносторонней учебной программы кадетских корпусов и военных училищ в XIX веке значилось рисование. Будущие офицеры должны были уметь зарисовать план местности, характерные особенности рельефа и другие данные, полученные при рекогносцировке. Устав Императорской Академии художеств позволял посещать ее классы представителям всех сословий, в том числе офицерам. Находясь на действительной службе, они одновременно учились в Академии, участвовали в выставках. Во многом это оказалось возможным благодаря особой системе взаимоотношений между офицерским корпусом и Российским Императорским Домом. Русские императоры со времен Петра I сами занимались изящными искусствами и поощряли талантливых художников, скульпторов, архитекторов, были самыми крупными заказчиками и меценатами. Правила прохождения военной службы требовали адресовать все рапорты и прошения офицеров «Государю Императору». Таким образом, каждый офицер, изъявивший желание посещать занятия в академии художеств, неизбежно привлекал внимание царя. По особым распоряжением офицерам позволялось переходить на облегченный режим службы в другие подразделения, а также предоставлялись отпуска и командировки для стажировки за границей. Относительная немногочисленность и сословность русского офицерского корпуса обусловливала в середине XIX века тесные дружеские связи и взаимное влияние офицеров-художников. Пажеский корпус, Морской кадетский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (впоследствии Николаевское кавалерийское училище) были учебными заведениями, где формировались художественные вкусы и создавались творческие объединения. В конце XIX – начале XX века прошла череда юбилейных торжеств большей части гвардейских полков, создавались полковые музеи, выпускались красочные иллюстрированные истории полков, авторами которых становились сами действующие офицеры. Занятия искусством не отменяли прямых военных обязанностей. Послужные списки большинства художников-офицеров изобилуют указаниями на участия в боевых действиях, награждения боевыми орденами, в том числе орденом Святого Георгия. Сейчас биографии русских художников-офицеров прочитываются как большой исторический роман. Практически все события русской истории отразились в их судьбах, запечатлены на картинах и скульптурах. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что творчество русских художников-офицеров – уникальное явление для отечественной культуры и истории.