Выставка приурочена к 275‐летию со дня рождения выдающегося русского просветителя, журналиста, издателя и общественного деятеля Николая Ивановича Новикова (1744–1818). Его место в истории русской культуры определяется в первую очередь небывалым размахом, который он сумел придать изданию и распространению книг в России.
Впервые в истории музея представлены уникальные документальные материалы, автографы Н. И. Новикова, изданные им сатирические журналы, газета Московские ведомости, научная и популярная литература, раритетные в наши дни духовные сочинения. Экспозиция дополнена живописными портретами Н.И. Новикова, императрицы Екатерины II и императора Павла I, портретами его современников и сподвижников, видами Москвы и Санкт‐Петербурга XVIII — начала XIX в.
Выставочное пространство условно разделено на две тематически взаимосвязанных части: "Петербургский период литературной и издательской деятельности" и "Блестящее московское десятилетие".
Из комплекса изданий петербургского периода на выставке экспонируются сатирические журналы, "Опыт исторического словаря о российских писателях", "Древняя российская вивлиофика", характеризующие начальный журналистский и издательский этап в деятельности Н.И. Новикова. "Древняя российская вивлиофика" является первым научно‐архивным журналом, содержавшим публикации исторических документов, памятников русского законодательства, летописей и родословных. Это издание и по сей день признается не утратившим своего научного значения.
Московский период деятельности Новикова представлен комплексом предметов, призванных показать широту издательской тематики Новикова, его связи в литературной среде, программу книжного чтения, культуру оформления книг. Книги имеют типичное внешнее оформление, соответствующее русской европеизированной традиции, но вместе с тем отличаются оригинальностью: отпечатаны на недорогой бумаге отечественного производства четкими и красивыми шрифтами, в них помещены жанровые гравюры, географические карты, широко использованы виньетки, концовки, заставки, воспроизводится издательская марка Новикова с его инициалами.
Центральное место в числе экспонатов выставки занимают документы с автографами Н.И. Новикова: опись, составленная при передаче Новиковым Университетской типографии ее новому арендатору А.А. Светушкину и письмо Новикова в Опекунский совет Московского Воспитательного дома по поводу платы за печать "Известий Императорского Воспитательного дома". Приняв на себя нелегкие обязанности университетского "типографщика", Новиков заменил устаревшее типографское оборудования, выписал из‐за границы новые шрифты, закупил бумагу, краски, столярные и слесарные инструменты, постепенно превратив Университетскую типографию, по свидетельству современников, в одно из лучших полиграфических предприятий Европы.
Н.И. Новиков играл заметную роль в истории московского масонства. В 1775 г. он примкнул к масонам и был посвящен в высокие масонские степени. На выставке можно увидеть редкие памятники из фондов Исторического музея, рассказывающие о ритуале и символике братства "вольных каменщиков" в конце XVIII столетия в России. Это подлинные масонские знаки отличия, ритуальные предметы (наугольник, мастерок, циркуль, молоток, ключ), масонские рукописи, алхимические трактаты, а также гравюры с изображением обряда посвящения в степень мастера. Во многом благодаря масонству Н.И. Новиков смог осуществить свои благотворительные и просветительские проекты, издавать духовно‐нравственную литературу. Сочинения "отца церкви" Иоанна Златоуста, немецкого богослова И. Арндта, знаменитого шотландского алхимика и эзотерика А. Сетона и другие, изъятые в книжных лавках и имении Новикова после его ареста, являются большой редкостью.
Кроме документов и книг представлен миниатюрный портрет известного масона и переводчика С.И. Гамалеи, работы неизвестного художника XVIII в. На миниатюре имеются две надписи: на металлической рамке резными буквами: "С. И. Гамалея. Искренний верный и сердечный друг мой и благодетель детей моих родился 26 маiя 1743". После разгрома новиковского кружка, Семен Иванович Гамалея безвыездно проживал в имении Новикова, где умер и похоронен. Во время заключения Н.И. Новикова в Шлиссельбургской крепости Гамалея заботился о его малолетних детях.
Обращает на себя внимание уникальный атласный антиминс, поступивший в Исторический музей из церкви Тихвинской Божией матери в с. Авдотьино, родовой усадьбы Н.И. Новикова. Важно, что на антиминсе указано, для какого храма состоялось освящение и стоит подпись епархиального архиерея, который его освящал. Антиминс отпечатан с медной доски в Московской синодальной типографии. Экспонируется впервые.
На выставке экспонируется миниатюрный бюст Н.И. Новикова, модель которого выполнена скульптором‐керамистом Н.Я. Данько к столетию со дня смерти просветителя по портрету работы художника Д.Г. Левицкого в мастерских Императорского фарфорового завода. В наши дни известно лишь несколько экземпляров этой замечательной работы.
Читать далее