Новый выставочный проект продолжил серию юбилейных мероприятий, приуроченных к 150-летию Исторического музея. Выставка демонстрирует историю развития Российской империи и раскрывает основные проблемы, связанные с политико-территориальным устройством государства: авторитарность власти, обширность территории, многонациональность, значительный социально-экономический потенциал, наличие сильной регулярной армии как гаранта безопасности и церкви как социальной и духовной опоры государства. Большая часть из 400 музейных предметов, представленных на выставке, экспонировались впервые.
«Российская империя просуществовала почти 200 лет и сыграла огромную роль в мировой истории. Могущество государства укреплялось деяниями его правителей, а также волей, трудом, талантом, героическими усилиями и немалыми тяготами их подданных», — сказал директор Алексей Левыкин.
22 октября 1721 г. после триумфального окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира cо Швецией в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга царь Петр Алексеевич был провозглашен «Великим», «Императором Всероссийским» и «Отцом Отечества». Провозглашение Петра I императором, а России империей ознаменовало завершение длительного процесса эволюции российской государственности, начавшегося еще в XVI в. Реформы Петра I придали небывалое ускорение процессу превращения Московского царства в великую державу.
Первый раздел выставки был посвящен становлению Российской империи в петровское время и расширению ее территории на протяжении последующих правлений. В этом разделе были представлены артефакты, имеющие особое историческое значение: они связаны с победой России в Северной войне, положившей начало формированию империи. Это модели кораблей, сыгравших важную роль в истории российского флота, и уникальные карты XVIII — начала XX в., демонстрирующие территориальный рост государства и его административную структуру, иллюстрирующие процесс освоения и изучения новых земель. Среди экспонатов особенно выделяется комплект обмундирования полковника лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший Петру I. Здесь же были представлены памятники, связанные с борьбой России за выход к Балтике: трофейные шведская пушка и знамя, русское гвардейское знамя, золотая медаль в память Ништадтского мирного договора 1721 г.
В экспозиции демонстрировались парадные портреты российских императоров, военные и придворные мундиры, награды за заслуги перед Отечеством и императором, а также церковная утварь и предметы храмового убранства — обязательные атрибуты священного действа, подчеркивающие неразрывность православия и императорской власти. Среди представленных мундиров и оружия - уникальные памятники: кафтан подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка, который надела на себя великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая императрица Екатерина II) во время дворцового переворота; флотский сюртук генерал-адмирала, принадлежавший великому князю Константину Николаевичу, управлявшему морским министерством; детский мундир мичмана Гвардейского морского экипажа и детская сабля, принадлежавшие цесаревичу Алексею (сыну Николая II).
Портреты и предметы быта рассказывают об общественной и личной жизни представителей разных сословий Российской империи. Многие экспонаты этого раздела выставки связаны с именами людей, оставивших яркий след в истории нашей страны: полководца А. В. Суворова, бунтовщика Е. Пугачева, учёного И. И. Мечникова, красавицы-аристократки З. Н. Юсуповой, правнука Екатерины II графа А. А. Бобринского, воспетого А. М. Горьким рабочего-революционера П. А. Заломова, фабриканта и коллекционера П. И. Щукина, подвижника Нестора Камчатского, блаженного Симеона, пролетарского вождя В. И. Ленина и многих других.
Специальный раздел выставки был призван рассказать о людях империи, чьими трудами и талантом созидалось государство.
Символическим экспонатом выставки стала реплика одной из главных императорских регалий — Большой Императорской короны, специально предоставленной на выставку Гохраном России.
«В работе над проектом мы рассматривали империю не просто как явление, а как сложный, живой организм. Поэтому в экспозиционном решении были с одной стороны, применены элементы имперского стиля: шпалерная развеска портретов, золотые детали, бордовый темный цвет, а с другой стороны были использованы серые стены из пудостского камня, который очень похож на бетон, именно из этого материала строили Петербург — столицу империи. Один из важных элементов, пронизывающих всю экспозицию — бегущие строки с цитатами из переписки монархов, которые являются метафорой изменений и развития», — сказала Юлия Наполова, бюро экспозиционной архитектуры PSCulture, архитектор проекта.
Читать далее