Выставки
Дикое поле. В вечном движении, г. Москва. 08.04.2024-09.09.2024
Дикое поле. В вечном движении, г. Москва. 08.04.2024-09.09.2024
Период экспонирования
08.04.2024-09.09.2024
Место проведения
г. Москва
Аннотация
«Дикое поле» — область причерноморских и приазовских степей по сторонам от Днепра, — но кураторы выставки не ограничились конкретными географическими границами. Используя этот термин как метафору, они предлагают изучить особенности воинственного и мирного взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории степей всей Северной Евразии, раскрыть многогранный образ кочевого мира Великой Степи. «При слове "кочевник" каждый представляет грозного всадника, вооруженного луком и стрелами. Этот образ, существует в воображении современного человека в ореоле рассказов о былом могуществе и жестоких завоеваниях кочевых народов, а также о великих империях, которые они создавали на бескрайних степных просторах Северной Евразии. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы на протяжении тысячелетий наводили страх на население соседних государств завоевывая, грабя или вовсе уничтожая их города и поселения. Однако все это осталось в прошлом. Выставка раскрывает кочевничество не как изжившее себя явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку и столь необходимых ему в настоящем и будущем», — сказал Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея. Пронзительную хрупкость когда-то сильного и воинственного кочевого мира Великой степи отразил в своих работах знаменитый бурятский скульптор Даши Намдаков, создавший оригинальную работу специально для выставочного проекта в Историческом музее. Еще один стереотип, связанный с распространенными представлениями о кочевниках, вызван убежденностью в их культурной бедности, нецивилизованности и технологической отсталости. Но многолетние археологические раскопки, этнографические исследования, аналитические работы историков и искусствоведов показали, что это не так. Например, столь знакомые всем предметы, как седло, стремена, брюки и сапоги, изобрели именно покорители степей. На протяжении многих столетий воинственные номады способствовали развитию военного дела, дипломатии и торговли у оседлых жителей Старого Света, постепенно внедряясь во все сферы жизни средневековых государств. Сохранилось немало свидетельств того, что и сами кочевые народы интегрировали в свою культуру достижения окружающего их мира. Они перенимали все новшества оседлых цивилизаций, любили красивые одежды, утварь и роскошное оружие. Многие вожди степных культур, ханы и беки получали высокое положение при дворе в крупных государствах, а их дочери становились женами князей и королей, простые воины в качестве наемников пополняли многочисленные армии Венгрии, Византии, Руси, а позже и России. Многоголосый культурный диалог взаимообогащал оседлое и кочевое население Евразии. Россия также постоянно находилась в контакте с кочевниками. В этом ее уникальность: в Европе нет другой страны, которая бы на протяжении всей своей истории взаимодействовала с кочевым миром. Несмотря на то, что европейские путешественники, дипломаты и купцы были прекрасно осведомлены о том, что Московия являлась оседлым православным и земледельческим государством, их намеренные отсылки к образам кочевников стали частью стереотипного представления об азиатской идентичности России. Кем же на самом деле были номады в контексте истории нашей страны: воплощением разрушительной силы, врагами, соперниками, торговыми и политическими партнерами, «своими» или «чужими»? В поиске ответов на эти вопросы авторы выставки предлагают зрителям совершить путешествие во времени, по-новому открыв для себя далекий мир кочевых народов. Выставка в Историческом музее впервые объединит уникальные археологические памятники, произведения ювелирного искусства, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племен, населявших территории Северной Евразии с III тыс. до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII — начала XXI в. из различных музейных и частных собраний нашей страны.