Вернуться
7 из 1858
Просмотрено 7 из 1858
Доспех турнирный и полевой с символикой ордена Золотого Руна Альбрехта Бранденбургского, архиепископа магдебургского и майнцского курфюрста и эрцканцлера Священной Римской империи, администратора хальберштадтского архиепископства, маркграфа Бранденбургской марки. Первая половина XVI в
Доспех турнирный и полевой с символикой ордена Золотого Руна Альбрехта Бранденбургского, архиепископа магдебургского и майнцского курфюрста и эрцканцлера Священной Римской империи, администратора хальберштадтского архиепископства, маркграфа Бранденбургской марки. Первая половина XVI в
Датировка
Первая половина XVI в
Комментарий
В состав доспеха входят: шлем, нагрудник, защита спины, защита рук и ног. Доспех пластинчатый, с нагрудником фаровидной формы, несъемной юбкой и оплечьями с высокими ребрами в виде золоченой ленты, перевитой жгутом; фигурные края составляющих доспех пластин и золоченые кромки оформлены орнаментом (ранкенверк). Шлем - бургундский арме. Подбородник раскрывается по центру; застегивается на штифт с крючком. Гребень, ожерелье и высокие ребра забрала с массивным рифленым гравированным и вызолоченным кантом в виде витого жгута. Кромки забрала украшены гравированным, травленым и золоченым кантом с растительным орнаментом с гротесковыми фигурами. Кромка горловины защиты шеи выполнена в виде витого толстого шнура, ниже - гравированный золоченый узор, имитирующий ожерелье из сплетенных колец. Декоративное поле в верхней части нагрудника включает изображение батальной сцены, под которой расположен герб владельца доспеха. Центральную часть нагрудника украшает ренессансный растительный мотив; на правой стороне на четырех винтах закреплен крюк для упора копья; в проймах смонтированы дополнительные подвижные пластины для защиты подмышек. Проймы, сгиб перехода к юбке, кромки юбки и пластины крепежа копейного крюка отделаны орнаментальными полосами. Верхний край защиты спины, проймы, линия перехода к юбке и нижний край юбки украшены орнаментальными золочеными полосами. Переднее крыло правого оплечья узкое. Наручи состоят из трубчатой защиты плеча, предплечья и налокотников. Защита предплечья раскрывается на шарнирной петле и защелкивается на штифт с внутренней стороны. Рукавицы латные, состоят из манжет и пластин прикрытия пясти и пальцев. Поле манжеты очерчено декоративными фестонами. На манжете, пластине защиты пальцев и защите большого пальца помещены изображения шестиконечных звезд. Набедренники оформлены рельефной композицией с символикой ордена Золотого руна - бургундским крестом Св. Андрея и кресалом с литерой «В». Налядвенники с несъемными наколенниками. На правом наколеннике помещено рельефное золоченое изображение солнца, на левом - луны. Герб, украшающий нагрудник доспеха, принадлежал Альбрехту Бранденбургскому (1490-1545), маркграфу Бранденбургской марки (1499-1513), архиепископу Магдебургскому (1513), администратору Хальберштадтского архиепископства (1513), эрцканцлеру Священной Римской империи (1514), кардиналу титулярной церкви Сан-Кризогоно в Риме (1518). Необходимость погашения долгов перед банкирским домом Фуггеров побудила Альбрехта получить от папы Льва X разрешение на продажу индульгенций, при условии, что половина вырученной суммы пойдет на строительство собора Св. Петра в Риме. Торговля индульгенциями заставила Мартина Лютера обнародовать свои знаменитые 95 тезисов, положивших начало Реформации, в отношении которой Альбрехт занимал крайне жесткую позицию, хотя и дружил с гуманистом Ульрихом фон Гуттеном. Альбрехт Бранденбургский был одной из значимых фигур северного Возрождения, поддерживал отношения с Эразмом Роттердамским и другими гуманистами, покровительствовал искусствам и наукам. Иконография герба на доспехе сходна с гербом Альбрехта на картине Маттиаса Грюневальда (1470/75-1528) «Оплакивание Христа», которая находится в церкви Св. Петра и Александра в Ашшафенбурге - городе-резиденции Майнцского архиепископства. В 1508-1525 гг. Грюневальд был придворным художникам кардинала.
Доспех турнирный и полевой, первая половина XVI в.
Доспех полевой. 40-ые гг. XVI в.