Вернуться
14 из 986
Просмотрено 14 из 986
Сервиз графа А.Г.Орлова-Чесменского. 1769-1774
Сервиз графа А.Г.Орлова-Чесменского. 1769-1774
Датировка
Комментарий
Сервиз украшен вензелем ГАО (Граф Алексей Орлов) под графской короной и черным одноглавым орлом из герба рода Орловых; под короной слева помещена римская цифра III, обозначающая старшинство А.Г. Орлова, третьего сына в семье. Вензель окружен голубой орденской лентой со знаком ордена Св. Андрея Первозванного, который А.Г.Орлов получил в 1768 году. Сервиз мог быть заказан не ранее 1769 и не позже 1774 года. В Исторический музей сервиз, состоящий из 102 предметов, поступил из семьи Орловых-Давыдовых, наследников титула и имени Владимира Григорьевича Орлова, младшего из пяти братьев Орловых. После смерти наследницы, дочери графа А.А.Орловой-Чесменской, сервиз хранился как реликвия в родовом имении Отрада. С 1867 года он украшал парадную столовую, где были собраны скульптурные бюсты всех братьев Орловых. По легенде, рассказанной последним владельцем сервиза, А.А.Орловым-Давыдовым, сервиз «был подарен А.Г.Орлову императрицей Екатериной II, и некоторые рисунки из помещенных на вещах взяты с платьев последней». Хотя легенда вполне правдоподобна, а одна из тарелок действительно декорирована изображением ткани, украшающие сервиз рисунки, конечно, были заимствованы не с платьев императрицы. У каждого предмета из этого уникального сервиза другой тип декора, а объединяет их лишь вензель владельца, помещенный на всех предметах. Система декора сервиза представляет собой своеобразный «образец образцов». В его росписях использованы почти все типы и композиции рельефных и живописных декоров посудных форм Мейссенской фарфоровой мануфактуры, существовавшие на 1770 год. Это единственный в своем роде иллюстрированный в материале прейскурант «разделок» Мейссена. Такую программу, определенную заказом, можно объяснить лишь особым русским вкусом, находившимся вне европейской культурной традиции, но при этом требовавшим, в соответствии с личным пристрастием Екатерины II, фарфор «самый лучший и новейшего фасона» и «что пестрее, то лучше, однако со вкусом».
Пладеменаж. 1735-1736 гг.
Прибор чернильный. 1770-1780-е гг.