Экспонаты
Икона. Видение хутынского пономаря Тарасия. Вторая половина XVII в.
Икона. Видение хутынского пономаря Тарасия. Вторая половина XVII в.
Название
Икона. Видение хутынского пономаря Тарасия
Датировка
Вторая половина XVII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 103794/908
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись Покровского собора 
Экспозиция
Покровский собор. Ц.Варлаама Хутынского 
Аннотация
В Житие преподобного Варлаама Хутынского так называемой Распространенной редакции, составленной в 1526 г., был включен рассказ о посмертном чуде святого. Благодаря своей исключительной выразительности и связи с реальными трагическими событиями новгородской истории этот рассказ вскоре стал сюжетом самостоятельной композиции - «Видения хутынского пономаря Тарасия». В исторической основе сочинения - страшный мор, постигший город в 1506-1508 гг., и пожар 1508 г. Это видение уже в XVI в. нашло отражение в иконописи. Наиболее ранний образ происходит из Хутынского монастыря и хранится ныне в Новгородском музее. К нему и восходит иконография иконы из собрания ГИМ. Здесь видение Тарасия представлено с поразительной точностью. В левой части композиции - огромный пятиглавый собор Хутынского монастыря, под сводами которого изображены восстание из гроба преподобного Варлаама и его беседы с пономарем. Тарасий показан на кровле собора трижды. На поземе, перед Преображенским собором, расположен Великий Новгород, рассекаемый на две части Волховой. В центре - кремль с Софийским собором, выше - Торговая сторона с Ярославовым дворищем, соединенные мостом. Вокруг города - пригородные монастыри: Лисицкий, Антониев, Юрьев и др. Изображенные на иконе новгородцы занимаются повседневными делами. Над городом справа вздыбилась громада вод Ильмень-озера - образ наводнения, которое предотвратили молитвы преподобного Варлаама; в центре над городом нависает огненная туча - образ пожара, который настигнет горожан; в облаках - ангелы Господни, поражающие людей огненными стрелами - образ моровой язвы, от которой умрет едва ли не половина новгородцев. Разверстые небеса придают картине бедствия апокалипсическое звучание. Ангельские чины, изображенные в восьми круглых медальонах, Солнце и Луна, лики святых, обращенные в молении к Господу, заполняют верхнюю часть композиции. В центре - Отечество с Богоматерю и Иоанном Предтечей по сторонам. У ног Господа - преподобный Варлаам. Текст посмертного чуда - избавления от наводнения - был составлен вскоре после 1515 г., когда на средства Московского князя Василия III, почитателя Варлаама, был построен Преображенский собор Хутынского монастыря, самый высокий в Новгороде. Здание имело внутренний ход на кровлю, откуда можно было увидеть город и его окрестности, в том числе озеро Ильмень, которое, казалось, опрокидывается на город. В тексте видение датировано 1505 г., т.е. годом, предшествующим событиям 1506-1508 гг. Именно конструкция монастырского собора 1515 г. позволила пономарю Тарасию трижды за ночь подниматься на крышу и видеть картины, описанные в сюжете. Важная особенность иконы - изображение на полях восьми святителей, самых надежных молитвенников за город и его обитателей. В верхней части изображены Петр и Алексий, Иона и Филипп Московские, ниже - Никита, Моисей, Иоанн и Иона. Надписи на иконе частично утрачены, но иконография помогает определить состав изображенных палеосных святых. Включение в него образа святителя Филиппа не позволяет датировать икону ранее 2-ой пол. XVII в. Об этом времени говорят моделировка ликов высветленными охрами и белилами, трактовка позема в виде холмистой поверхности с крупными травами и другие детали.
Ключевые слова
левкас 
темпера