Советские руководители понимали, какую огромную роль литература играет в формировании мировоззрения и власти, и народа. В начале 1930-х гг. усиливается государственная опека писательского труда, увеличиваются гонорары, выдаются продовольственные пайки , даже строится кооперативный писательский дом. Такие привилегии камуфлировали изменения в отношении к общественному статусу писателей. Они переставали быть «совестью и мозгом нации» и превращались в «инженеров человеческих душ», поставленных на государственное довольствие.
Литератор теперь рассматривался как участник социалистического строительства, правда, еще как кустарь-одиночка. Этих кустарей следовало объединить общим трудом, собрать в коллектив и подчинить их творчество задачам пятилетнего плана.
С этой целью в начале 1930-х гг. стали практиковаться коллективные выезды писателей на крупные стройки. Так, в августе 1933 г. большая группа деятелей культуры отправилась по Беломорканалу. Литературные отчеты авторов были объединены в книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» (1934). Издание было государственным заказом, его лейтмотив - пропаганда «перековки» бывших врагов пролетариата в квалифицированных рабочих и даже энтузиастов «государственно-необходимого труда».
Этот художественно-публицистический труд, созданный 36 писателями, был напечатан в типографии имени Воровского. Коллективная летопись «стройки века» состоит из 15 глав, лишь три из которых авторские: две написал М. Горький и одну - М.М. Зощенко. Над остальными главами работали одновременно от 3 до 10 человек. Как сказано в кратком предисловии, авторы «...помогали друг другу, дополняли друг друга. Потому указание индивидуального авторства было нередко затруднительным». В соавторстве писали прозаики, поэты, литературоведы, драматурги, сценаристы: А.Н. Толстой, С.Я. Алымов, Л.Л, Авербах, Д.П. Мирский, В.П. Катаев, В.Б. Шкловский, В.М, Инбер, Л.В. Никулин, К.Я. Финн, Л.И. Славин и другие. В художественном оформлении книги принимали участие художники Н.В. Ильин, А.А, Дейнека, А.М. Родченко и другие. Книга издана двумя тиражами: подарочное вышло в ГИЗе тиражом 10 000 экземпляров; массовое (более скромное) - тиражом 80 000. В конце 1930-х гг. книгу запретили; тираж изымался из библиотечных фондов, вырезалисб фотографии репрессированных руководителей советского государства, писателей, чекистов; замарывались тексты.
Подробнее см.: Энергия мечты. К 100-летию Великой российской революции. – М., 2017.
Читать далее