Экспонаты
Икона. Святитель Иоасаф Белгородский. Начало XX в.
Икона. Святитель Иоасаф Белгородский. Начало XX в.
Название
Икона. Святитель Иоасаф Белгородский
Место создания
Россия. Южные губернии России.
Датировка
Начало XX в.
Размер
46,2х44,8х3,6 см
Материал, техника
Дерево, левкас, смешанная техника
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Горленко, 1705-1754) - хиротонисан во епископа Белгородского в 1758 г. Существовало немало изображений Иоасафа Белгородского. Нередко они почитались как иконы еще до канонизации, поэтому его образы, как правило, портретны. В 1911 г. Иоасаф был причислен к лику святых и к этому событию издано описание канонического образа святителя с точными указаниями, как его изображать. Основой для иконографического канона послужил портрет к. 1860-х гг., хранившийся в Киевской духовной академии. При сравнении с открытыми нетленными мощами он показался Курской церковной историко-археологической комиссии наиболее близким к облику святителя. На иконе святой представлен в трехчетвертном повороте влево, в полном святительском облачении, с крестом в правой руке и архиерейским посохом - в левой; на груди - крест и панагия. На иконе воспроизведен аскетический облик святителя, с характерным удлиненным овалом лица, тонкими, аристократическими чертами, длинными седыми волосами, спускающимися на плечи. Цвет и характер облачений, наперсный крест и панагия (она несколько другой формы, чем в описании) в целом следуют образцу. Митра, епитрахиль, крест и панагия украшены жемчугом. Размер и форма основы говорят о том, что образ мог быть частью храмового убранства и входить в состав иконостаса. Также образ мог помещаться в навершие киота, имевшего сложное фигурное завершение.
Ключевые слова
левкас