Экспонаты
Икона. Явление иконы Богоматери преподобному Дорофею Югскому. Середина XIX в.
Икона. Явление иконы Богоматери преподобному Дорофею Югскому. Середина XIX в.
Название
Икона. Явление иконы Богоматери преподобному Дорофею Югскому.
Место создания
Поволжье
Датировка
Середина XIX в.
Размер
22х17,4 см; толщина доски: 1 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Согласно церковному преданию, преподобный Дорофей Югский (ум. 1622), постриженник Псково-Печерского монастыря, 5 мая 1615 г., стоя на молитве перед иконой Богоматери, услышал голос, призывающий его взять икону Богоматери «Одигитрия», пойти в родные места и основать там обитель. В житии повествуется о том, что сама Богоматерь выбрала место, где Дорофею должно было поставить монастырь: преподобный остановился для отдыха, поставил взятый с собой образ Божией Матери на сосну и уснул, а пробудившись, не мог снять икону с дерева. Чудо случилось у слияния рек Черной и Белой Юги, поэтому пустынь и икона получили название «Югских». Старец Дорофей почитался в основанном им монастыре, но официальная канонизация последовала только в XX в. Об отсутствии официального акта причисления к лику святых в более ранний период говорит изображение старца без нимба на иконах XVIII-XIX вв. В том числе, и на иконе из собрания ГИМ. По этой же причине, иконография святого известна именно в изводе «Явления иконы Богоматери Югской». На иконе представлен коленопреклоненный Дорофей Югский - на ближнем берегу реки Юг, в молении перед стоящей на ветвях дерева Тихвинской иконой Богоматери. На противоположном берегу - величественный монастырский ансамбль сложной, исполненной в классицистическом духе архитектуры. Монастырь, изображенный на иконе, относится к середине XIX в. Датировка иконы этим периодом подтверждается и стилистическими признаками, а также сочетанием живописных и иконописных приемов, характерным для иконописи XIX в. Золотые фон и филенка, поля с опушью, масштабное и пространственное построение композиции соответствуют иконописным образам, в то время, как древо изображено реалистично - живописными средствами переданы дуплистый ствол, корявые корни, кудрявая крона. Архитектурные постройки переданы условно, но очень точно показана панорама монастыря с южной стороны.
Ключевые слова
темпера 
левкас