В основе изображения лежат евангельские тексты (Матф. 2,1-12; Лук. 2,6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Согласно евангельской истории, праведный Иосиф-обручник и Дева Мария отправились в Вифлеем для участия в переписи населения. Так как в городе не нашлось для них места, а Марии пришло время родить, Святое семейство остановилось в предместье города, в пещере, которая использовалась как хлев, где и произошло событие Рождества.
Иконография праздника обрела свои чрезвычайно выразительные черты в искусстве раннего палеологовского времени (XIII век). На этой основе сложились русские варианты иконографии Рождества – московский и новгородский. Икона из ГИМ принадлежит московскому изводу. Очень близкой иконографической и стилистической аналогией данному образу является двусторонняя икона-таблетка конца XV века с изображением Рождества Христова, происходящая из Софийского собора в Великом Новгороде. Автор выдающегося образа из собрания ГИМ ориентировался на софийскую икону, детально повторив не только иконографию, но и основные цветовые сочетания этого произведения.