Экспонаты
Икона. Преподобный Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития. Новгородская школа. 40 - 50-е гг. XVI в.
Икона. Преподобный Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития. Новгородская школа. 40 - 50-е гг. XVI в.
Автор, мастер/Изготовитель
Новгородская школа
Название
Икона. Преподобный Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития.
Место создания
Россия, г. Новгород
Датировка
40 - 50-е гг. XVI в.
Размер
106х69х3,3 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Преподобный Варлаам Хутынский (ум. 1193), пожалуй, наиболее почитаемый новгородский святой. Икона из собрания ГИМ - самая ранняя житийная икона преподобного, сохранившаяся до наших дней. Происхождение ее связано с Боровичами - поселением Деревской пятины новгородской земли. История иконы в XVI - 1-ой пол. XVII в. не прослеживается. Скорее всего, в Боровичах исстари был престол Варлаама Хутынского, откуда и происходит икона. Под 1682 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины упоминается варлаамовский престол в храме Петра и Павла. В 1777 г. на месте сгоревшей Троицкой церкви построили каменную (переосвящена в 1862 г. во имя праздника Введения Богородицы во храм) с приделом во имя Варлаама Хутынского. Скорее всего, икона в древности была местным образом этих приделов. Последнее место пребывания иконы в Боровичах - часовня при храме Введения Богородицы, откуда ее вывез известный искусствовед А.И. Анисимов на выставку XV Археологического съезда (1911). С выставки она передана в Новгородский епархиальный музей, где находилась до Великой Отечественной войны. Во время войны икону вывезли в Германию, а после возвращения в Россию, она оказалась в Государственных центральных художественных мастерских И.Э. Грабаря. В среднике иконы представлен Варлаам Хутынский с двуперстно благословляющей десницей и свитком в левой руке. Худощавый, слегка вытянутый лик святого, его длинная борода с раздвоенным кончиком находят аналогии в иконах этого святого XVI в. Преподобный облачен в белую, с серыми притенениями, рясу, вишнево-коричневую мантию, зеленый, с красными крестами, аналав; куколь откинут на плечи. Так как верхние красочные слои на иконе потерты, то ремешки аналава, перетягивающие рясу, едва заметны. Вокруг средника помещены 14 клейм с житием святого. Житийный цикл иконы в целом традиционен и начинается со сцены рождения Варлаама, которая повторяет композицию «Рождество Богоматери» с девами и матронами, приносящими дары роженице. Затем показано крещение младенца: на фоне трехглавого храма, слева от купели, - священник с требником в руках и диакон, справа - родители с новорожденными. Следующий сюжет - приведение отрока во учение (на листе бумаги, который держит Варлаам, написаны первые буквы алфавита). В клейме 4, завершающем первый период жизни святого, повествуется о «великом воздержании» отрока, которое тревожило родителей (это передано характерной позой скорбящей матери), и одновременно о его мудрости, превосходящей разумение взрослых. Подобно двенадцатилетнему Иисусу Христу, учившему книжников в Иерусалимском храме, Варлаам учит родителей, указывая на книгу в своих руках, как сподобиться Царствия Небесного. После смерти родителей Варлаам раздает свое имение нищим (клеймо 5). Иконописец достаточно реалистично изобразил больных и увечных, которым святой подает милостыню. В клейме 6 представлено пострижение в иноческий образ. Согласно чину пострижения, иерей возлагает на голову склоненного Варлаама раскрытую книгу, на листах которой написаны первые слова молитвы, с древности входящей в чин пострижения: «Г[оспо]ди Б[о]же наш». Клеймо 7 посвящено отшельническому житию святого (преподобный с топором в руках строит церковь) и борьбе с дьявольскими искушениями, представленными в виде нападающих на него диких зверей и гадов. Варлаам, стоящий на пороге своей кельи, борется с бесовскими наваждениями, как сказано в житии, крестным знамением и молитвой. В клейме 8 представлено первое прижизненное чудо святого - предсказание о рождении у новгородского князя сына, восприемником которого при крещении стал преподобный. Чудо с рыбаками - клеймо 9. Третье прижизненное чудо святого, представленное в клейме 10, - воскрешение умершего отрока - совершается по молитве преподобного Варлаама Спасителю, икона которого изображена на стене кельи. Клеймо 11 рассказывает о преставлении преподобного: инок возлежит на одре, перед которым склоняется Антоний, оставленный, согласно житию, наставником братии. Следующее клеймо посвящено погребению Варлаама, на котором, как повествует житие, присутствовали архиепископ Новгородский (изображен с нимбом), игумены и иноки всех окрестных монастырей, множество народа. Погребение святого сопровождалось исцелениями и чудесами. В последних двух клеймах иконы представлены посмертные чудеса святого. Клеймо 13 - чудо об исцелении слепца у раки Варлаама. Клеймо 14 - знаменитое чудо о Григории Тумгане. В 1460 г. в Новгород приехал московский князь Василий II Темный, который жестоко боролся с сепаратизмом Великого Новгорода. На фоне этого противостояния произошло чудо воскрешения Варлаамом Хутынским постельничего великого князя Григория Тумгана. Помимо духовного смысла, эта история имела, без сомнения, определенную политическую подоплеку, особенно актуальную перед очередным походом Ивана III на Новгород (1470) и последующим присоединением новгородских земель. Включение чуда о Григории Тумгане, возможно, отражает московский заказ или промосковские настроения заказчика.
Ключевые слова
левкас 
темпера