Композиционное решение образа традиционно: святой изображен в предстоянии Господу на фоне панорамы Тобольска. В небесах – изображение Спасителя с Евангелием, которое он как будто протягивает Иоанну, благословляя его на пастырский подвиг: «паси овец моих» (Ин. 21:15-17). Святитель изображен благословляющим, подобно Спасителю, с посохом в левой руке. Их безмолвный диалог выражен поворотами фигур, взглядами, наклонами голов, жестами благословения, близким цветовым решением. Темный силуэт святителя проработан золотом, теплой светящейся зеленью, охрой и белилами, изображение Спаса - золотым ассистом. Зрительно обе фигуры выступают вперед. Золотистые отблески россыпью ложатся на зеленеющие береговые уступы, кустарник и дерево за спиной святителя. Дерево в ограде храма, «при потоках вод», - образ праведника, созданный псалмопевцем Давидом, с древности используется как символ в иконописи. На другом берегу Иртыша возвышается Софийский собор, рядом с которым изображено каменное надгробие – указание на место нахождения мощей святителя Иоанна. Собор и дальний берег написаны светлыми красками, абрис храма выделен полупрозрачной жидкой краской, здание лишено пластического объема.
Икона повторяет сформировавшуюся в начале XX в. иконографию новопрославленных святых: неизменно изображается дерево за спиной святого, река с каменистыми берегами и собор, рядом с которым указывается место его упокоения.
Подобные небольшие иконы, видимо, создавались в Тобольской епархии для многочисленных паломников.
Читать далее