Экспонаты
Икона. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Вторая половина XIX в.
Икона. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Вторая половина XIX в.
Название
Икона. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский
Место создания
Санкт-Петербург (?)
Датировка
Вторая половина XIX в.
Размер
Материал, техника
Перламутр, смешанная техника; медь, бархат, смешанная техника
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724-1783), через год после иноческого пострига (1758) стал архимнадритом Желтикова, затем Отроча монастырей и ректором Тверской семинарии. В 1763 г. святитель был поставлен на Воронежскую кафедру, где занимался просвещением народа, монашества и духовенства, церковным строительством, обращением старообрядцев; боролся с язычеством. После ухода на покой в 1767 г. Святитель Тихон до конца жизни подвизался в Задонском Богородицком монастыре. В 1826 г. было издано полное собрание его творений, составившее 16 томов. Прославление святого и торжественное открытие его мощей состоялось в 1861 г. Иконописание синодального периода связано с развитием особого жанра - портрета духовного лица. Портреты епископа Тихона создавались при его жизни, но художникам приходилось писать святителя незаметно для него, например, во время трапезы у помещика или губернатора. В 1861 г., при втором открытии мощей, в Задонск из Ельца привезли несколько изображений Тихона. Прижизненный портрет, созданный ок. 1764 г., подаренный святителем другу, елецкому купцу Козьме Игнатьевичу Студеникину, был признан наиболее точным в передаче его облика. В дальнейшем иконы святителя Тихона - в архиерейской мантиии, клобуке, с жезлом в левой руке - писались с этого образца, утвержденного Святейшим Синодом к канонизации святого. Икона из ГИМ - овальной формы, написана на перламутре и обрамлена тонким кольцом позолоченной оправы. Темный силуэт святителя ясно читается на мягко сияющем всеми оттенками радуги перламутре, покрытом лаком, благодаря чему поверхность со временем приобрела теплый золотистый тон. По краям, уходящим в глубину, художник пригасил сияние краской. Подробно написанные им светлые части изображения (лик, благословляющие персты) выступают вперед, приобретая объем на фоне темного силуэта. Для изображения лика иконописец выбрал наиболее выпуклую часть ассиметричной пластины. Вокруг главы святого, благодаря бликующей поверхности раковины, образуется радужное сияние. Художник использует естественное, постоянно меняющееся от светого луча сияние перламутра вокруг главы святителя, не ограничивая его нимбом, а помещая фигуру в подвижное сияющее пространство. Аристократизм облика святителя сочетается с кроткой нежностью и вниманием во взгляде. Удлиненные пропорции, маленькие изящные руки с тонкими пальцами придают образу некоторую хрупкость, но вместе с тем служат художнику для выражения тонкой внутренней организации, высокой духовной жизни подвижника. «Ничем невозмутимая кротость, благодушное терпение всякого рода лишений, искушений, огорчений, строгость к себе и отеческое снисхождение к немощам других, живое и сердечное сочувствие ко всем нуждающимся и скорбящим, – всё в нём наставляло на стезю заповедей Господних», – говорил в Слове на открытии мощей святителя Тихона митрополит Исидор в 1861 г.
Ключевые слова
медь 
перламутр 
Санкт-Петербург