Экспонаты
Две створки от складня. Конец XVII в.
Две створки от складня. Конец XVII в.
Название
Две створки от складня
Датировка
Конец XVII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, темпера яичная
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 53054/963
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 19 
Аннотация
Левая створка: 1. Архангел Гавриил (фрагмент «Благовещения»); 2. Пострижение Амоса в иноческий образ; 3. Умерщвление плоти преподобным Александром; игумен благословляет его на уход из монастыря для безмолвия и уединения; 4. Преподобный Александр находит место для своего пребывания, указанное ему свяше; 5. Преподобный, отправившись за водой, слышит глас, предрекающий ему скорый приход людей, которым он «наставник... буди ко спасению»; 6. Охота Андрея Завалишина; 7. Благословение Андрея Завалишина преподобным Александром; 8. Искушение бесовское; 9. Явление ангела преподобному Александру. Правая створка: 10. Богоматерь (фрагмент из «Благовещения»); 11. Явление преподобному Александру Господа в образе трех ангелов; 12. Преподобный получает повеление поставить церковь во имя Пресвятой Троицы; 13. Ангел указует ему на место, где должно возвести храм; 14. Поставление архиепископом Серапионом преподобного Александра в иереи; 15. Умножение братии монастыря и постройка первой церкви; 16. Видение Даниила; 17. Видение преподобному Александру Богоматери над основанием церкви Покрова; 18. Преставление преподобного. Створки складня с изображением сцен жития преподобного Александра Свирского, скорее всего, закрывали киот с его ростовым образом. В килевидном завершении створок помещено Благовещение. Ниже на створках - 16 клейм, которые сюжетно охватывают весь монашеский период его жизни: от пострижения до преставления. То, что иконописец пропустил такие важные события, как рождение святого, чудесное обретение дара учения, ранний уход из родительского дома, сделав главной темой монашескую жизнь Александра и его постоянную молитвенную связь с высшими силами, окрашивает житие святого в исключительные, непохожие на другие житийные тексты тона. Такая программа, скорее всего, говорит о принадлежности заказчика иконы к духовному сословию или о монастырском заказе. На рубеже XVII-XVIII вв. иконы основателя Александро-Свирского монастыря для многочисленных паломников писали в Олонце. Но почитание преподобного Александра было распространено по всей России, иконы подвижника создавались в разных регионах. Створки из собрания ГИМ имеют художественные особенности, которые позволяют предположить, что они происходят из Верхневолжья: сильно разбеленные тона, обилие собственно белого и лазоревого указывают, как кажется на тверские земли.
Ссылки
Ключевые слова
темпера