Экспонаты
Икона. Преподобный Михаил Клопский, с 16 клеймами жития. Конец XVII - начало XVIII в.
Икона. Преподобный Михаил Клопский, с 16 клеймами жития. Конец XVII - начало XVIII в.
Название
Икона. Преподобный Михаил Клопский, с 16 клеймами жития
Место создания
Новгородские письма
Датировка
Конец XVII - начало XVIII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 58610/304
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Состав клейм: 1. Приход преподобного Михаила в Клопский монастырь; 2. Пономарь видит преподобного Михаила, пишущего перстом на песке; 3. Изведение источника; 4. Преподобный Михаил благословляет князя Константина (Дмитриевича) на создание каменной церкви; 5. Чудо при строительстве: возведение храма незримой силой; 6. Освящение каменной церкви Троицы; 7. Избиение монастырских крестьян посадником Григорием Посахно; 8. Покаяние посадника Григория и исцеление его преподобным Михаилом; 9. Пророческое предупреждение преподобного Михаила враждующим новгородцам - Олоферию Ивановичу и Ивану Семеновичу Лощинскому; 10. Поражение расслаблением Олоферия Ивановича; 11. Погребение игумена Феодосия; 12. Предречение преподобного Михаила о месте своего погребения; 13. Преставление преподобного Михаила; 14. Погребение преподобного Михаила; 15. Преподобный Михаил избавляет купца Михаила Маркова от потопления на море; 16. Купец Михаил приходит в Клопский монастырь к преподобному Михаилу принести хвалу Богу. Преподобный Михаил Клопский (ум. 1453 или 1456) - блаженный, чудотворец, новгородский святой. Подвизался в Троицком Клопском монастыре, близ Новгорода. Уникальное по составу житие преподобного Михаила представляет собранные в единое повествование устные рассказы о юродивом насельнике, духовном руководителе и прозорливом старце, записанные в монастыре. Преподобный пребывал в монастыре 44 года, принял на себя подвиг юродства Христа ради, стал примером аскетического монашеского подвига. По его молитвам во время засухи в монастыре забил источник (клейма 2-3), в голодный год в монастырских амбарах не переводился хлеб, раздаваемый голодающим. На иконе изображены реальные исторические лица: угличский князь Константин Дмитриевич, младший сын великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (клейма 4-5); посадник Григорий Кириллович Посахно, крупный землевладелец, заметная фигура в политической жизни Новгорода в 1430-е гг. (клейма 7-8); игумен монастыря Феодосий, занимавший владычный престол в Новгороде, позднее отстраненный боярами и вновь вернувшийся в монастырь (клейма 1, 2, 11); Олиферий Иванович и Иван Семенович Лощинские - новгородские бояре (клейма 9-10). В иконе очевидно стремление художника придать узнаваемые черты внешнего облика святого, а в подборе клейм - подчеркнуть его роль как духовного отца и наставника, создателя устава обители. Важное значение придается конкретным деталям топографии (почти в каждом клейме присутствует изображение реки Веряжи), а также особенностям архитектурных строений. Манера письма характерна для традиционного направления «поздней» Оружейной палаты: лики написаны с элементами светотеневой проработки; в фон введены «пейзажные» холмы, новгородская архитектура с щипцовыми крышами; одежда бояр - расцвеченные орнаментом шубы, щеголеватые «голландские» воротнички и красные сапожки. Интересно, что в сюжетах клейм отсутствуют откровенно «промосковские» сюжеты. Новгородская поздняя иконопись мало исследована. Специалисты обнаруживают в памятниках рубежа XVII-XVIII вв. выраженное пристрастие к изображению местных святых, в чем проявляется стремление возродить значимость древнего Новгорода. Создание иконы может быть отнесено к годам пребывания на новгородской кафедре митрополита Иова (1696-1716), его политика была направлена на возрождение основ духовной и художественной жизни, преемственность древних традиций. В этот период в Клопском монастыре проводились ремонтные работы, в частности, был расписан Троицкий храм, где покоились мощи преподобного Михаила. Видимо, тогда же, как список с храмового образа собора XVI в., могла быть написана и эта икона.
Ключевые слова
левкас 
темпера