Экспонаты
Икона.Богоматерь Свенская. Андреев Алексей. Первая четверть XVIII в., 1714 г.
Икона.Богоматерь Свенская. Андреев Алексей. Первая четверть XVIII в., 1714 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Андреев Алексей
Название
Икона.Богоматерь Свенская
Место создания
Оружейная палата
Датировка
Первая четверть XVIII в., 1714 г.
Размер
34,2х28х3 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Согласно церковному преданию, чудотворная икона Печерской Божией Матери была написана печерским иноком Алипием (ум.1114), первым знаменитым русским иконописцем, и находилась в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Сохранившийся древний список с нее - Свенская икона Богоматери (XIII в., ныне в ГТГ), на которой Богородица изображена на престоле, держащей Спаса Эммануила перед собой; по сторонам от нее - святые, «первоначальники» монашества на Руси, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, к ним и обращено благословение Иисуса Христа. Считается, что древняя Свенская икона сохранила портретные черты великих подвижников. Изображение Антония и Феодосия по сторонам от трона Богоматери соотносится с рассказом зодчих из Царьграда, которым во Влахернах явилась Богородица вместе с основателями Киево-Печерского монастыря. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в начале XII в. в монастыре имелись иконы преподобных. Церковное почитание Антония и Феодосия вне стен Киево-Печерского монастыря началось с рубежа XIV-XV вв. В Москву местночтимую икону из Свенского монастыря привез Иван Грозный на поновление; образ был возвращен в новой богатой ризе между 1563 и 1583 гг. Тогда же с иконы был сделан список «в меру и подобие» и поставлен в Успенском соборе. Однако широкое распространение иконография Печерской Божией Матери получила в Москве с сер. XVII в., после присоединения Украины к России в 1654 г. Тогда же при церкви Ризположения в Московском Кремле для чудотворной Печерской иконы была построена часовня (разобрана в 1920-е гг., образ утрачен). На иконе преподобный Антоний предстоит Богоматери справа, чем подчеркивается приоритет его заслуг как основателя монашества на Руси. Цвет облачений святых, форма бороды соответствуют описанию в иконописных подлинниках: «в схиме, около главы кудрецы малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы». Преподобный Феодосий «подобием сед, власы просты, брада подолее Власиевы, на конец повилась мало космочками маленькими тонкими надвое, ризы преподобнические, багряные темные, испод вохряная, схима на плечах». Лики исполнены в живоподобной манере. Жест Антония, прижавшего руку к груди, не характерен для древнерусской традиции, где святой изображается с простертыми в молитве руками, он типичен для южнорусских памятников. На свитках у печерских подвижников воспроизводятся цитаты из патерика. Такие же тексты - у преподобных на киевских гравюрах. Вероятно, представленный иконографический извод имеет композиционное сходство с не сохранившейся до наших дней почитаемой иконой, например, святыней из кремлевской часовни. К характерным «киевским» деталям относится форма трона Богородицы, невысокий подиум, жест преподобного Антония. В киевских изводах «Богоматери Печерской с предстоящими» Антоний изображен всегда справа от Богоматери. Иконописец Алексей Андреев работал в Москве в 1-ой четв. XVIII в., выполняя заказы церкви и частных лиц. В своем творчестве он следовал традициям Оружейной палаты.
Ключевые слова
темпера 
левкас