Согласно церковному преданию, чудотворная икона Печерской Божией Матери была написана печерским иноком Алипием (ум.1114), первым знаменитым русским иконописцем, и находилась в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Сохранившийся древний список с нее - Свенская икона Богоматери (XIII в., ныне в ГТГ), на которой Богородица изображена на престоле, держащей Спаса Эммануила перед собой; по сторонам от нее - святые, «первоначальники» монашества на Руси, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, к ним и обращено благословение Иисуса Христа. Считается, что древняя Свенская икона сохранила портретные черты великих подвижников.
Изображение Антония и Феодосия по сторонам от трона Богоматери соотносится с рассказом зодчих из Царьграда, которым во Влахернах явилась Богородица вместе с основателями Киево-Печерского монастыря. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в начале XII в. в монастыре имелись иконы преподобных.
Церковное почитание Антония и Феодосия вне стен Киево-Печерского монастыря началось с рубежа XIV-XV вв. В Москву местночтимую икону из Свенского монастыря привез Иван Грозный на поновление; образ был возвращен в новой богатой ризе между 1563 и 1583 гг. Тогда же с иконы был сделан список «в меру и подобие» и поставлен в Успенском соборе. Однако широкое распространение иконография Печерской Божией Матери получила в Москве с сер. XVII в., после присоединения Украины к России в 1654 г. Тогда же при церкви Ризположения в Московском Кремле для чудотворной Печерской иконы была построена часовня (разобрана в 1920-е гг., образ утрачен).
На иконе преподобный Антоний предстоит Богоматери справа, чем подчеркивается приоритет его заслуг как основателя монашества на Руси. Цвет облачений святых, форма бороды соответствуют описанию в иконописных подлинниках: «в схиме, около главы кудрецы малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы».
Преподобный Феодосий «подобием сед, власы просты, брада подолее Власиевы, на конец повилась мало космочками маленькими тонкими надвое, ризы преподобнические, багряные темные, испод вохряная, схима на плечах». Лики исполнены в живоподобной манере. Жест Антония, прижавшего руку к груди, не характерен для древнерусской традиции, где святой изображается с простертыми в молитве руками, он типичен для южнорусских памятников. На свитках у печерских подвижников воспроизводятся цитаты из патерика. Такие же тексты - у преподобных на киевских гравюрах.
Вероятно, представленный иконографический извод имеет композиционное сходство с не сохранившейся до наших дней почитаемой иконой, например, святыней из кремлевской часовни. К характерным «киевским» деталям относится форма трона Богородицы, невысокий подиум, жест преподобного Антония. В киевских изводах «Богоматери Печерской с предстоящими» Антоний изображен всегда справа от Богоматери.
Иконописец Алексей Андреев работал в Москве в 1-ой четв. XVIII в., выполняя заказы церкви и частных лиц. В своем творчестве он следовал традициям Оружейной палаты.
Читать далее