Экспонаты
Икона. Все российские святые. Конец XVIII – первая половина XIX в.
Икона. Все российские святые. Конец XVIII – первая половина XIX в.
Название
Икона. Все российские святые
Место создания
Датировка
Конец XVIII – первая половина XIX в.
Размер
35,4х30,4х2,1 см; Толщина: 2,4 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 53054/613
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Иконография образа создана на Выге в 1730 г., предположительно, каргопольским иконописцем Даниилом Матвеевым, насельником Выговского общежительства и учеником ее киновиарха - Андрея Денисова. Представляет небесный сонм русских подвижников - хранителей истинного благочестия. Молитвенное обращение к ним утверждало непрерывность сохраняемой старообрядцами церковной традиции. Подбор святых (время их жизни ограничено серединой XVII в., т.е. до введения Никоновских «новин») имеет прямые параллели в труде Семена Денисова «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших». Памятники подобной иконографии бытовали и почитались в старообрядческой среде беспоповского согласия. Порядное изображение святых напоминает деисусное расположение в иконостасе. Сонм избранных святых отцов в алтарных композициях, в иконостасах, в рукописях являет собой образ Церкви с воплощенной в ней Премудростью. Композиция иконы заключена не в интерьер храма, а разворачивается на фоне пейзажа в виде холмов, покрытых мелкими цветочками и деревцами. Центральную часть - сакральную зону Горнего Иерусалима, к которой обращено моление, составляют композиции «Святая Троица», «София Премудрость Божия» и «Престол Уготованный». Прототипом иконографической схемы послужили древнерусские сюжеты «Неделя всех святых» и «О Тебе радуется», в которых апокалипсические мотивы загробного блаженства праведных связаны с ожиданием конца света и Страшного суда (Откр. XI: 1-2). Символический образ храма в виде арки, позема и сияния здесь изображен как «пустыня». Старообрядческий мастер воспроизводит Церковь гонимую, прообразом которой стала апокалипсическая Жена, убежавшая в пустыню (Откр. XII: 6), и именно здесь, в пустыне, в нерукотворном храме «последнего времени», служат небесную литургию святые подвижники Горнего Иерусалима. Композиция четко структурирована. Пять нижних рядов занимает чин преподобных, за монашествующими следуют: слева - чин иерархов, справа - чин благоверных князей и благоверных княгинь, занимающие пять рядов (6-10). Выше, в двух последних рядах (11 и 12), слева - чин юродивых и праведных, справа - мучеников и святых жен. Всего 187 персонажей, имя каждого святого обозначено на нимбе (многие имена утрачены или сохранились не полностью). На иконе представлена история русской святости «в лицах». Икона, вероятно, происходит из Выговской старообрядческой пустыни, о чем говорит мастерское миниатюрное письмо с мелочной проработкой складок и тончайшим золотым ассистом; характерная композиция, состоящая из вертикальных фигур, поставленных тесно; традиционные плави личного письма, ландшафт в виде «тундры». Все лики индивидуализированы, в них подчеркнуто эмоциональное состояние собранности и сосредоточенности. Полный состав святых, представленных на иконе, можно найти в книге «Образы русских святых в собрании Исторического музея. Авт.-сост. Л.П. Тарасенко.- М., 2015. - С. 390-399.»
Ключевые слова
левкас 
темпера