Экспонаты
Икона. Святители Исайя, Леонтий и Игнатий, епископы Ростовские. Конец XVIII в., до 1791 г.
Икона. Святители Исайя, Леонтий и Игнатий, епископы Ростовские. Конец XVIII в., до 1791 г.
Название
Икона. Святители Исайя, Леонтий и Игнатий, епископы Ростовские
Место создания
Датировка
Конец XVIII в., до 1791 г.
Размер
34х29х2,5 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 58271/390
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
«Первые победоносные апостолы христианства в Ростове» - святитель Леонтий, Исаия и Игнатий - на иконе представляют обобщенный образ ростовской святости. Общецерковное прославление ростовских святителей было установлено при архиепископе Ростовском Вассиане (1467-1481). В этот период Ростов окончательно присоединился к Московскому княжеству и был установлен своеобразный паритет московских (Петра, Алексея, Ионы) и ростовских святителей, приравниваемых в их чествовании к вселенским святителям: Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову. На иконе епископы представлены в парадных шелковых облачениях, на груди у каждого по две панагии в драгоценных оправах, в руках - кодексы Евангелия в кожаных переплетах с золотым тиснением. В облаках на фоне изображен Святой Дух в виде парящего голубя и херувимы. Надпись на обороте сообщает, что «в новолетие, 1 января 1791 г., архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений благословил образом Ростовские святители Ростовского Гражданства почетнейшего Господина 2й гильдии купца Никиту Алексеевича Хлебникова» в честь его избрания церковным старостой при ростовском Успенском соборе. Купец 2-й гильдии Никита Алексеевич Хлебников-меньшой (ок. 1739 после 1792) торговал мануфактурными и рыбными товарами в Ростове, Астрахани, Саратове. Кредитовался в Астраханском коммерческом банке, имел банковский счет в Москве. Один из его домов, совместный с племянником, стал родовым, в нем купцы Хлебниковы жили до 1884 г. - оттуда и мог получить икону последний ее владелец, коллекционер Н.М. Постников. Образ исполнен в живоподобной манере, с выраженной объемностью фигур, пластической лепкой лиц и рук с последующей графической прорисовкой. Стиль иконы можно охарактеризовать как вариант провинциального барокко последней четверти XVIII в., соединяющий приемы светского письма и иконописную традицию.
Ключевые слова
левкас 
темпера