Сюжетной канвой иконы послужило видение протопопу Аввакуму (1620-1682), которое было ему в «Вознесеньев день» в тюрьме Николо-Угрешского монастыря после его расстрижения в 1666 г.
Протопоп Аввакум изображен в рост, в молении, с Евангелием и свитком. На свитке - текст из «Послания братии на всем лице земном» 1669-1670 гг.: «Братия мо//я возлюбле//нная и вожь//деленная//яже и Х(р)и(с)те//стойте т//вердо в ве//ре и незы//блемо стра//ха же че(лове)че//скаго неоубоитеся яко//с намо». В золотых облаках - Богородица и Христос «с силами многими». У Спасителя - свиток со словами из видения Аввакуму: «Рабе// мой н//е бойся аз//есмь». Таким образом, Христос, Творец мироздания, беседует со Своим творением и благословляет священномученика Аввакума, объединяющего и ведущего за собой «малых избранных... братию на всем лице земном».
Икона исполнена в стиле, который у старообрядцев назывался «баронским», или «третьим Строгановским», получившим распространение на рубеже XVII-XVIII вв. Для этого стиля характерны приемы, используемые мастерами Оружейной палаты, в частности, личное выполнялось сильно высветленными плавями, как у изографов царя Михаила Феодоровича. В традиционную иконографическую схему, представляющую моление святого перед Спасом и небесными силами, художник включил сюжетное событие «явления» и «письменный» диалог между святым и Богом. Образ протопопа Аввакума выразителен и индивидуален: выпуклый, нависший лоб с выделенными надбровными дугами, нос с горбинкой, большие, чуть навыкате глаза, выдвинутый вперед подбородок, плотно сжатые губы, длинные пальцы. Худощавое широкоскулое лицо обрамлено темно-коричневыми, расчесанными на волнистые пряди волосами; тонкими штрихами написана длинная клиновидная борода. Художник конкретизирует свою модель и возвеличивает ее. Созданный образ страдальца и героя исполнен трагизма. Впечатление силы и мощи подчеркиваются высоким ростом, сферическим подиумом позема.
Читать далее