Экспонаты
Икона. св. прп. Макарий Желтоводский. Последняя четверть XVII в., 1694 г.
Икона. св. прп. Макарий Желтоводский. Последняя четверть XVII в., 1694 г.
Название
Икона. св. прп. Макарий Желтоводский.
Место создания
Россия, г. Москва
Датировка
Последняя четверть XVII в., 1694 г.
Размер
Материал, техника
Дерево, темпера яичная
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 53054/344
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 19 
Аннотация
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (1349-1446/1447) родился в Нижнем Новгороде. Подвязался в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре под духовным руководством игумена Дионисия Суздальского (ум.1385). Две из трех основанных им обителей были посвящены Пресвятой Троице: Желтоводский монастырь (ок. 1434) на берегу Желтого озера (ныне озеро поглощено Волгой) близ Нижнего Новгорода и Унженский (1439) - на реке Унже в костромских землях. На иконе преподобный представлен в молении Пресвятой Троице. У его ног изображен Желтоводский монастырь. К середине XVII в. эта обитель вошла в число наиболее крупных в России. Расцвету монастыря и распространению почитания преподобного Макария способствовала Макарьевская ярмарка, действовавшая с 1641 г. и приуроченная ко дню памяти святого, который со временем стал считаться покровителем торговых людей. На иконе Желтоводский монастырь показан с высоты птичьего полета в том виде, который он приобрел в самом конце XVII - начале XVIII в., когда превратился в мощное фортификационное сооружение. Иконописец с редкой для своего времени точностью передал обширный архитектурный комплекс. В 1662-1667 гг. монастырь обнесли каменными стенами с многочисленными башнями (позднее конфигурация стен изменилась). Несколько рядов отверстий свидетельствуют об оснащении стен амбразурами нижнего боя, машикулями и бойницами для стрельбы с боевого хода. Каждая башня представляла собой мощное многоярусное сооружение, увенчанное флюгером. По правилам фортификации угловые башни монастыря были круглыми, а в прясла стен встраивались прямоугольные. С юга оборона обители была усилена дополнительной более низкой стеной, преодолев которую, враг оказывался в западне. Эти особенности скурпулезно воспроизведены иконописцем. Тщательно переданы и формы Святых ворот с надвратной церковью Михаила Архангела (1673). Врата образуют укрепленный въезд, напоминающий барбакан западноевропейских крепостей. В центре изображен пятиглавый трехапсидный Троицкий собор (1658); за ним видна главка Макарьевской церкви (1652); около нее - крест и колодезный журавль. Справа - угловое здание келий. Успенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней (1654) показана без закомар, т.е. после ремонта нач. XVIII в. В глубине слева - больничная церковь к. XVII в. Иконописец изобразил не только сами строения, но и архитектурные членения каменных зданий, бревна деревянных построек, кресты на главках, флюгеры, печные трубы. Этот редкий по красоте архитектурный ансамбль, который посетивший его в 1666 г. Антиохийский патриарх Макарий назвал «Новым Иерусалимом», представлен на фоне идиллического пейзажа с пологими, мягких очертаний холмами, тонкими деревцами, узкой речушкой, через которую перекинут мостик. Преподобный Макарий, возвышаясь над Желтоводским монастырем, держит в руках свиток с обращением к братии. Светлый колорит создает впечатление особой просветленности и преображенности иноческого бытия под защитой основателя обители. Икона из собрания ГИМ написана талантливым художником, блистательно владевшим «ланчафтным» (ландшафтным) письмом, которое вошло в арсенал мастеров Оружейной палаты и их последователей во 2-ой пол. XVII в.
Ссылки
Ключевые слова
темпера 
Москва