Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (1349-1446/1447) родился в Нижнем Новгороде. Подвязался в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре под духовным руководством игумена Дионисия Суздальского (ум.1385). Две из трех основанных им обителей были посвящены Пресвятой Троице: Желтоводский монастырь (ок. 1434) на берегу Желтого озера (ныне озеро поглощено Волгой) близ Нижнего Новгорода и Унженский (1439) - на реке Унже в костромских землях.
На иконе преподобный представлен в молении Пресвятой Троице. У его ног изображен Желтоводский монастырь. К середине XVII в. эта обитель вошла в число наиболее крупных в России. Расцвету монастыря и распространению почитания преподобного Макария способствовала Макарьевская ярмарка, действовавшая с 1641 г. и приуроченная ко дню памяти святого, который со временем стал считаться покровителем торговых людей.
На иконе Желтоводский монастырь показан с высоты птичьего полета в том виде, который он приобрел в самом конце XVII - начале XVIII в., когда превратился в мощное фортификационное сооружение. Иконописец с редкой для своего времени точностью передал обширный архитектурный комплекс.
В 1662-1667 гг. монастырь обнесли каменными стенами с многочисленными башнями (позднее конфигурация стен изменилась). Несколько рядов отверстий свидетельствуют об оснащении стен амбразурами нижнего боя, машикулями и бойницами для стрельбы с боевого хода. Каждая башня представляла собой мощное многоярусное сооружение, увенчанное флюгером. По правилам фортификации угловые башни монастыря были круглыми, а в прясла стен встраивались прямоугольные. С юга оборона обители была усилена дополнительной более низкой стеной, преодолев которую, враг оказывался в западне. Эти особенности скурпулезно воспроизведены иконописцем. Тщательно переданы и формы Святых ворот с надвратной церковью Михаила Архангела (1673). Врата образуют укрепленный въезд, напоминающий барбакан западноевропейских крепостей.
В центре изображен пятиглавый трехапсидный Троицкий собор (1658); за ним видна главка Макарьевской церкви (1652); около нее - крест и колодезный журавль. Справа - угловое здание келий. Успенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней (1654) показана без закомар, т.е. после ремонта нач. XVIII в. В глубине слева - больничная церковь к. XVII в. Иконописец изобразил не только сами строения, но и архитектурные членения каменных зданий, бревна деревянных построек, кресты на главках, флюгеры, печные трубы. Этот редкий по красоте архитектурный ансамбль, который посетивший его в 1666 г. Антиохийский патриарх Макарий назвал «Новым Иерусалимом», представлен на фоне идиллического пейзажа с пологими, мягких очертаний холмами, тонкими деревцами, узкой речушкой, через которую перекинут мостик.
Преподобный Макарий, возвышаясь над Желтоводским монастырем, держит в руках свиток с обращением к братии. Светлый колорит создает впечатление особой просветленности и преображенности иноческого бытия под защитой основателя обители.
Икона из собрания ГИМ написана талантливым художником, блистательно владевшим «ланчафтным» (ландшафтным) письмом, которое вошло в арсенал мастеров Оружейной палаты и их последователей во 2-ой пол. XVII в.
Читать далее