Средник иконы представляет собой ковчег-мощевик, предназначенный для святыни (святых мощей). На крышке ковчежца написаны чтимые муромские святые чудотворцы: благоверные князья Муромские Константин, Михаил и Феодор.
Над мощевиком, в верхнем ряду, помещена Муромская икона Божией Матери, которой предстоят святые, изображенные в клеймах рамы верхнего и среднего регистров. Эта икона принесена в Муром из Киева просветителем края святым благоверным князем Константином (ум. 1129).
Муромской иконе в верхнем регистре предстоят святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Согласно анонимному житийному произведению «Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», святой Глеб занимал княжеский стол в Муроме.
Справа от средника изображены благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Слева - святитель Петр, митрополит Московский (?), за ним - женская фигура, в которой иссследователи предполагают муромскую святую праведную Иулианию. Она была прославлена за праведную жизнь и особенное почитание Богородицы.
В нижнем регистре, объединяющем фризом три клейма, изображено «Чудесное плавание святителя Василия, епископа Рязанского». С историей изгнания епископа из Мурома связано чудо от Муромской иконы Божией Матери. Оклеветанный святитель был осужден и изгнан из Мурома в к. XIII в. Он молился в храме святых Бориса и Глеба и, совершив литургию, отслужил в храме Благовещения молебен перед Муромской иконой Богоматери. Придя с иконой Богородицы на берег Оки, он отказался взойти на корабль - сняв мантию, простер ее по воде и, встав на нее, «духом бурным несен бысть... противу струям». Через шесть часов Василий остановился в Старой Рязани, где его встретили князья Феодор и Константин, вместе с духовенством и народом вышедшие с крестным ходом навстречу святителю. Епископская кафедра в Муроме была упразднена и учреждена в Рязани, где осталась чудотворная икона. Через три года святитель избрал для жительства Новую Рязань и в 1291 г. утвердил там свою кафедру. Туда же была перенесена Муромская икона.
Избранные сюжеты и образы святых, а также их иконография позволяют предположить муромское происхождение данной иконы.
Читать далее