Вернуться
86 из 384411
Просмотрено 86 из 384411
Парсуна Патриарх Никон. Волтырь Иван. Оружейная палата, ок. 1682 г.
Парсуна Патриарх Никон. Волтырь Иван. Оружейная палата, ок. 1682 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Волтырь Иван. Оружейная палата
Название
Парсуна Патриарх Никон
Место создания
Россия, г. Москва
Датировка
Размер
244,7х124,5 см
Материал, техника
Дерево, бумага, ткань, атлас, темпера, масло
Инвентарный номер
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 19
Аннотация
Парсуна поступила из Высокопетровского монастыря в 1920-е гг. Согласно первому документальному источнику, портрет патриарха Никона принадлежал в 1689 г. боярину кн. В.В. Голицину. Можно предположить, что он находился в доме князя уже ко времени освящения домовой церкви Воскресения Словущего и приуроченного к нему новоселья. Эти домашние торжества имели и политическую окраску: к тому времени владелец дома, канцлер, главное лицо в правительстве царевны Софьи, был поставлен во главе армии, выступающей в первый крымский поход (1687). Изображение патриарха Никона, как политический символ православного царства, согласовывалось с концепцией, обосновывающей предстоящий «крестовый поход». Ранее портрет патриарха Никона, возможно, находился в дворцовом комплексе церквей Федора Алексеевича вместе с другими памятниками религиозной живописи, выполненными в необычной и нетрадиционной технике аппликации. Возможно он был подарен царевной Софьей князю В.В. Голицину. После опалы князя все его имущество было описано и передано в казну. Видимо, по распоряжению Петра I портрет попал в Высокопетровский монастырь, родовую усыпальницу рода Нарышкиных. Там потрет стоял во владычных покоях. После большого пожара 1712 г., когда сгорели настоятельские кельи, спасенный памятник перенесли в храм Боголюбской Богоматери, также пострадавший от пожара. В 1740-х гг. были найдены средства на ремонт храма и реставрацию живописи в нем. Надо полагать, тогда и произошло кардинальное поновление портрета патриарха Никона. В 1863 г. в связи со строительными работами парсуна была перенесена в здание Епархиальной библиотеки. После революции и закрытия монастыря передана в ГИМ. Парсуна патриарха Никона выполнена в так называемой «тафтяной» технике, для которой характерно сочетание живописи на атласном шелке (лик и кисти рук) и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги (облачения и детали фона), смонтированных на массивной деревянной основе. Произведений искусства, выполненных в такой технике, известно очень немного - это знаменитый иконостас из Распятской церкви Московского Кремля, парсуна патриарха Никона и три иконы из Высокопетровского монастыря, которые хранятся в Историческом музее. Согласно технологическим исследованиям, лицо и руки на портрете исполнены в технике масляной живописи, характерной для Западной Европы. Авторский слой находится под записью, возникшей в результате поновления, сделанного не ранее, чем через 50 лет после создания парсуны. Рентгенограмма показала, что в создании портрета использован структурный подмалевок, который говорит об авторе как о профессиональном художнике академической европейской выучки. Деловая документация Оружейной палаты свидетельствует, что при дворе Федора Алексеевича в нач. 1680-х гг. «у государева дела» работал Иван Андреев Валтырь или Вальтер - немецкий художник, «иноземец Анбурския земли». Возможно, он и стал автором портрета. Подробнее см.: Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. Издание к выставке ГИМ. Авт. ст.: О.Г. Гордеева, Л.Ф. Ефимова и др.; Каталож. опис: Е.И. Иткина, Л.А. Корнюкова и др. - М. : Художник и книга, 2004. - 280 с.
Ссылки
Наградной знак царя Алексея Михайловича. Третья четверть XVII в.
Убрус Богоматери. Вторая половина XVII в.