Вернуться
88 из 121648
Просмотрено 88 из 121648
Надгробный портрет царя Федора Алексеевича. Салтанов Иван, Безмин Иван, Елин Ерофей, Смолянинов Лука. Оружейная палата. 1686 г.
Надгробный портрет царя Федора Алексеевича. Салтанов Иван, Безмин Иван, Елин Ерофей, Смолянинов Лука. Оружейная палата. 1686 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Салтанов Иван, Безмин Иван, Елин Ерофей, Смолянинов Лука. Оружейная палата
Название
Надгробный портрет царя Федора Алексеевича
Место создания
Россия, г. Москва
Датировка
Персоналии
Федор III
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, масло, темпера, цветной грунт
Инвентарный номер
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 18
Аннотация
Поступил из Архангельского собора Московского Кремля в 1894 г. В 1685 г. царевна Софья заказала Ивану Салтанову написать надгробный портрет Федора Алексеевича «на деревянной дцке». Авторство основано на сведениях о заказе, опубликованных А.И. Успенским. Е.С. Овчинникова предположила авторство И.Безмина. Кажется вполне убедительным и предположение Н.И. Комашко, что работы соавторов И.Салтанова связаны с созданием картушей с текстами: пространные надписи, прославляющие царство царя Федора, были актуальными в связи с заключением Вечного мира (1686) и могли быть написаны через год , уже на готовом портрете. Обработка доски и первоначальное наложение слоя левкаса соответствует иконописной традиции Оружейной палаты. Личное написано тончайшим полупрозрачным слоем светлой телесной краски, состоящей из нескольких пигментов. Основной пигмент - белила с добавками красного гематита, малинового лака, примесью охры, мелкого азурита и редких частиц угля. В тенях этот слой более темный за счет введения частиц угля, связующее - темпера. Сверху живопись покрыта тончайшим слоем красно-малинового лака (лучше сохранился на руках). Завершающий слой стратиграфии живописи - покрывной лак. Живопись выполнялась по теплой красноватой подготовке очень мелкими сплавленными мазками, с мягкими переходами от света к тени. В парсуне Федора Алексеевича тончайший слой живописи лица написан темперой, но кристаллическая основа подложки и верхний лессировочный слой красноватого лака создают поверхность, близкую живописной. Исследование стратиграфии живописи облачения в парсуне Федора Алексеевича также свидетельствует о приемах, широко используемых художниками западно-европейских школ: в изображении зеленого камня опуши одеяния царя, на нижнем слое, содержащем глауконит (темно-зеленый пигмент) в разбеле - лессировка выполнена ультрамарином с желтым лаком. Кроме того, сам пигмент лежит на тонком слое сусального золота, что усиливает эффект сияния. Комбинации сочетаний цветных лаков с пигментами и металлизированными (золотыми и серебряными) подложками, отличались бесконечным разнообразием и у живописцев и у мастеров-иконописцев. Техническое исследование памятников религиозной живописи последней трети XVII в. подтверждает наличие единой системы художественного построения, характерное использование смешанной техники и масляных лаков. Подробнее см.: Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. Издание к выставке ГИМ. Авт. ст.: О.Г. Гордеева, Л.Ф. Ефимова и др.; Каталож. опис: Е.И. Иткина, Л.А. Корнюкова и др. - М. : Художник и книга, 2004. - 280 с.
Ссылки
Увар. 492 -4°. Повесть о Мамае. 80-е гг. XVII в.
Митра митрополита Гедеона Четвертинского. Мастерская Московского Кремля. 1685 г.