Экспонаты
Икона. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. 1757 г.
Икона. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. 1757 г.
Название
Икона. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
Место создания
Датировка
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, смешанная техника
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил, 1651-1709) в сане иеромонаха потрудился в разных монастырях Украины, в том числе и как игумен. В 1684 г. в Киево-Печерской лавре был назначен проповедником и получил послушание писать жития святых - это и стало делом всей его жизни. В 1702 г. Димитрий указом Петра I назначен митрополитом в Ростов. При архиерейском доме он открыл духовную школу, где обучались 200 детей разных сословий. Кроме житий святых перу Димитрия принадлежат многочисленные богословские труды, содержащие толкования догматов православной церкви, обличения раскола и сект. Также он писал стихи и догматические произведения. Как автор, Святитель Димитрий стал популярен не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии. После его смерти не осталось никакого имущества, кроме книг и рукописей. Незаконченные рукописи, по завещанию святителя, были положены с ним в гроб. После обретения мощей святителя 21 сентября 1752 г. была устроена серебряная рака с вырезанной на ней торжественной надписью, сочиненной М.В. Ломоносовым. Данная икона создана, видимо, по случаю торжественных мероприятий в связи с канонизацией в 1757 г. и является первой из известных ныне икон святителя, на которой в именовании Димитрия указано: «изображение преосвященного Димитрия Ростовского». На обороте иконы - дарственная надпись: «Послан сей святый образ во благословение сыну моему князю Николаю Ивановичу Трубецкому из Москвы. 1 мая 1757 года». Князь Николай Иванович Трубецкой (ум. 1784) - единственный сын Ивана Юрьевича Трубецкого по прозвищу Меньшой (1703-1744), основатель второй ветви Трубецких. На иконе святитель Димитрий представлен в архиерейском облачении и белом клобуке, с посохом и прижатой к груди десницей. Интерьер, вероятно, воспроизводит реальные черты обстановки келии: на стене - образ благословляющего Спасителя с державой (называемый в западной традиции «Спаситель Мира»), под иконой - покрытый белой скатертью стол со скульптурным Распятием, раскрытой книгой и четками. Произведение восходит к жанру парсуны, в нем достигнуто слияние портретного реализма и иконописной обобщенности. Публикуемая икона, скорее всего, имеет ростовское происхождение.
Ключевые слова
левкас