Состав клейм: 1. Донская икона Богоматери с предстоящими преподобными Антонием Великим и Антонием Печерским; 1.1. Аллегорическая композиция: Алексий человек Божий с изображением «кедра процветшего»; 1.2. Аллегорическая композиция: Ангел с изображением «маслины плодовитой»;
2. Коронование Богоматери; 2.1. Богоматерь Азовская;
3. Первое чудо при строительстве Великой Успенской церкви: Богоматерь и зодчие во Влахернском храме; 3.1. Искушение преподобного Еразма; 3.2. Снятие с Распятия пояса и венца варягом Шимоном (Симоном);
4. Второе чудо при украшении живописью Великой Успенской церкви: Богоматерь и иконописцы во Влахернах; 4.1. «Венец процветший» печерских игуменов;
5. Третье чудо при освящении Великой Успенской церкви; 5.1. Святитель Афанасий Великий; 5.2. Аллегорическая композиция: Ангелы с золотым семисвечником; 5.3. Ангел-хранитель; 5.4. Ангел с венцом; 5.5. Славословящий ангел.
Сень в виде иконы сложного символического содержания имеет форму ромбовидного облака с волнистыми краями. Она могла помещаться над святыней храма (почитаемой иконой), украшать царское или архиерейское место. Форма сени и иконография образа - уникальны.
Изображение Большого собора Донского монастыря позволяет соотнести данное произведение со временем строительства храма, освящение которого произошло в 1698 г. при архимандрите Антонии Одиновиче. Антоний был родом из Малороссии, учился в Киево-Могилянской коллегии.
Хотя программа произведения возникла под влиянием южнорусских образцов, памятник рожден на русской почве, и его стиль представляет пример своеобразного художественного «переложения» европейской и украинской гравюры в традиционные формы иконописной мастерской Оружейной палаты. Видимо, программа сени была составлена архимандритом Антонием, а исполнение принадлежит русскому мастеру.
Подробнее см.:
Образы русских святых в собрании Исторического музея. Авт.-сост. Л.П. Тарасенко. - М., 2014. - С. 406-411.