Экспонаты
Икона. Собор Новгородских святых. Алексеев Георгий. 1726 г.
Икона. Собор Новгородских святых. Алексеев Георгий. 1726 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Алексеев Георгий
Название
Икона. Собор Новгородских святых
Место создания
Новгород
Датировка
Размер
10,1х8,3х1 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Икона - первый вариант или эскиз соименного образа «Собор Новгородских святых», созданного священником Георгием Алексеевым в 1728 г. Двадцать восемь святых, прославленных в Новгородской земле, на иконе предстоят Богоматери «Знамение» - святыне и охранительнице города. Начиная с сер. XV в. святители, погребенные в новгородском Софийском соборе, ежегодно поминаются 4 октября на праздновании, установленном в их честь архиепископом Евфимием по повелению явившегося ему во сне архиепископа Иоанна, - именно при нем в 1170 г. совершилось чудо от иконы «Знамение». Все почитаемые чудотворцы упоминаются в «Росписи новгородских святынь», составленной между 1626 и 1634 гг. Иконография восходит к древней композиции «Избранные святые, предстоящие иконам «Знамение» и «Древо Иесеево»» и одновременно стала переработкой многочисленных южнорусских источников, о чем свидетельствует рамка характерного старопечатного орнамента из листьев аканта. На иконе почти с документальной точностью представлен Новгородский кремль к. XVII в. с четырьмя башнями. В 1665 г. над Пречистенской башней надстроили каменное помещение для часов и поставили три шатра: один повыше, с караульной вышкой и колоколом, и два малых. Справа от башни - Софийская звонница, также перестроенная в сер. XVII в. в связи с установкой новых колоколов: старые пролеты были заложены, сверху возведены новые, а вместо снесенных шатров достроена главка. Рядом с Софийским собором Новгородская часозвоня, построенная также в XVII в. За стеной находится Владычный двор. Художник, сместив часозвоню вправо (она должна находиться между Пречистенскими воротами и Софией), показал, что древо с новгородскими святыми как будто «произрастает» из Владычного двора. Особое внимание к новгородским святыням позволяет предположить, что замысел композиции публикуемой иконы связан с деятельностью Иова, митрополита Новгородского (1697-1716). Традиционная художественная манера мастера, несмотря на небольшой размер иконы, отличается монументальностью. Лики написаны прозрачными плавями в темных охристо-шоколадных тонах, имитируя старинное «темноликое» письмо. Объемность личного и упрощенность силуэта свидетельствуют о художественных особенностях иконописания первых десятилетий XVIII в. Порядок расположения святых (от центра древа к периферии): в верхнем ряду - святители Новгородские: Никита (ум. 1108); Иоанн (Илья) (ум. 1170); Иона (ум. 1471); Серапион (ум. 1516); Феоктист (ум. 1310); Ниофонт (ум. 1156); Евфимий (ум. 1458); Моисей (ум. 1362); святитель Григорий (ум. 1193), брат святителя Иоанна; князь Александр Невский (ум. 1264); в среднем ряду - преподобные Антоний Римлянин (ум. 1147); Михаил Клопский (ум. 1456-1462(?)); Александр Свирский (ум. 1533); Нил Столбенский (ум. 1554); Арсений Коневский (ум. 1447); Арсений Новгородский Затворник (ум. 1570); Варлаам Хутынский (ум. 1193); Савва Вышерский (ум. 1460); Александр Ошевенский (ум. 1479); Антоний Сийский (ум. 1556); Варлаам Шенкурский Пинежский (ум. 1462); в нижнем ряду - благоверные князь Владимир (ум. 1052); княгиня Анна (ум. 1052); князь Мстислав Удалой (ум. 1228); князь Феодор Ярославич (ум. 1233); преподобный Ефрем Новоторжский (ум. 1058); князь Мстислав Ростиславич Храбрый (ум. 1180); праведные Иаков Боровицкий (к. XV - нач. XVI в.) и Артемий Веркольский (ум. 1545).
Ключевые слова
темпера 
левкас