Надписи: «1819» и «года» - в прямоугольных накладках на раке;
«АПК» - в центре герба;
«С.Х Афана // сей Лубенский // чудотво // рец почи // ... // 16[54] ап // реля [5] дня» - справа на фоне.
Святитель Афанасий III (Пателарий, 1597-1654), уроженец Крита. Избирался на патриарший цареградский престол в 1634 и 1652 гг. , но каждый раз это было недолгое пребывание. Тяжелые условия, в которых пребывала греческая церковь из-за османского ига, в полной мере сказались на судьбе этого святителя.
В течение многих лет Афанасий Пателарий был тесно связан с Москвой и неоднократно обращался к царю Михаилу Феодоровичу за помощью. В 1652 г. святитель отправился в Москву с особой миссией: убедить русского государя поддержать православные балканские народы - греков, сербов, румын, валахов - в их борьбе с османским игом.В московских архивах сохранились автографы святителя Афанасия и русский перевод его сочинения о необходимости для России завоевания Константинополя.
В феврале 1654 г. по дороге из Москвы Афанасий остановился в Мгарском монастыре близ города Лубны, где 5 апреля преставился. Был погребен под амвоном Преображенского храма, около церковных врат, в сидячем положении - такова восточная традиция захоронения церковных иерархов.
Через 8 лет были обретены нетленные мощи святителя и вскоре в Киеве было установлено празднование его памяти. Мощи пользовались общенародным почитанием. В XVIII в. в Мгарском монастыре имелось житие святого и канон ему, служились молебны, записывались чудеса. Почитание патриарха Афанасия всей Русской православной церковью было принято уже в к. XIX в. после исследования вопроса Е.Е. Голубинским. Ныне мощи святителя находятся в Харьковском Благовещенском Кафедральном соборе.
На иконе мощи святителя Афанасия, облаченные в архиерейские одеяния, покоятся в сидячем положении («Афанасий Сидящий») в обновленной в 1819 г. раке. Аналогичные иконы известны и, скорее всего, создавались в монастыре для раздачи паломникам.