Экспонаты
Икона. Святители Киприан, Фотий и Филипп. Иоанн Дмитриевич Краузов. 1890 г.
Икона. Святители Киприан, Фотий и Филипп. Иоанн Дмитриевич Краузов. 1890 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Иоанн Дмитриевич Краузов
Название
Икона. Святители Киприан, Фотий и Филипп
Место создания
Датировка
Размер
31х27х2,1 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 54627/281
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси (ум. 1406), при приближении войск Тамерлана к Москве в 1395 г. благословил перенесение из Владимира в Москву чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. При святителе Фотии, митрополите Киевском и всея Руси (ум. 1431), была упразднена Литовская митрополия и восстановлено единство Русской церкви. Святитель Филипп I, митрополит Московский (ум. 1473), принимал участие в борьбе с усилившимся в Новгороде в 1470-е гг. польско-литовским влиянием. В 1472 г. совершил венчание великого князя Иоанна III с Софией Палеолог. При этом, будучи противником Флорентийской унии и боясь распространения католического влияния на Руси, он добился запрещения предношения латинского креста перед свитой Софии. Первосвятители Киприан, Фотий и Филипп были погребены в Успенском соборе Московского кремля. После постройки и освящения нового Успенского собора, 27 августа 1479 г. в него были перенесены мощи Феогноста, Киприана, Фотий, Ионы и Филиппа I. Согласно изысканиям преосвященного Сергия (Спасского), память этому событию отмечается 24 августа, видимо, с нач. XVII в. О совместном почитании Киприана, Фотия и Филиппа свидетельствует упоминание их в ряду святителей в сочинениях XVI в. инока Григория «Слово на память всех святых новых чудотворцев» и «Служба всем русским святым». По мнению Е. Голубинского, местные празднования в московском Успенском соборе митрополитам Феогносту, Киприану и Фотию установлены только после 1805 г. Икона из собрания ГИМ - уникальный пример совместного изображения святителей Киприана, Фотия и Филиппа, свидетельствующий о сохранении традиции их почитания в старообрядческой среде. В иконе присутствуют характерные особенности - двуперстие, монограмма «ICXC» в дониконовской редакции. Почерку мастера свойственна графическая четкость рисунка, проявившая себя в плоскостном, детализированном решении одежд. Облачения украшены орнаментом из множественных элементов с включением золочения, что придает иконе праздничную декоративность. Проработка личного исполнена уверенно; пробела, контрастно нанесенные по охре, придают ликам строгость и аскетичность. Икона принадлежит кисти известного московского иконописца Иоанна Дмитриевича Краузова (1843-1899), который с 1860-х гг. жил в Москве и, будучи прихожанином храмов у Рогожского кладбища, исполнял заказы для старообрядцев.
Ключевые слова
темпера 
левкас 
Москва