Экспонаты
Икона. Блаженный Иаков Боровичский, с монастырем. Конец XVIII - начало XIX в.
Икона. Блаженный Иаков Боровичский, с монастырем. Конец XVIII - начало XIX в.
Название
Икона. Блаженный Иаков Боровичский, с монастырем
Место создания
Тверские земли
Датировка
Конец XVIII - начало XIX в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Изображение блаженного Иакова Боровичского восходит к иконографии, известной с нач. XVII в., что отражено в иконописных подлинниках: «Ияков млад и наг, препоясан платом». Описание соответствует иконографическому типу русских «нищенствующих» святых - праведных мирян из простого сословия. С сер. XVII в. добавилось важное уточнение: у святого изображаются «руки обе у сердца», т.е. не воздетые в молении, как на наиболее древних иконах, а скрещенные у груди, что, очевидно, связано с видением патриарха Никона, описанном в книге «Рай мысленный». На иконе основное место занимает панорама Святоезерского Иверского монастыря на Валдайском озере. Обитель здесь представлена не только как реликварий (вместилище), но и как реликвия, поскольку он воспроизводил в камне Святогорский монастырь Иверской иконы Божией Матери и мыслился основателями как образ Афона на русской земле. В изображении прочитываются трапециевидные очертания монастыря, характерные для святогорской обители. Представленная монастырская жизнь включает бытовые подробности: огороды у стены, сад, обнесенный тыном, пристань и челны на причале, беседующие у врат монахи. Изображение архитектурного комплекса позволяет датировать икону рубежом XVIII-XIX вв. Уровень исполнения в сочетании с творческим подходом к переработке источников характеризуют развитую традицию местных писем. В к. XVIII - нач. XIX в. на строительные и живописные работы в Иверский монастырь приглашали мастеров из Осташкова, где в это время проживало много иконописцев разных направлений. Иконописные артели работали в близлежащих Твери и Ржеве. Светлые, почти белые поля в сочетании с золотым фоном характерны для иконописцев этого региона. Икона небольшого размера, «пядничная», могла быть монастырским заказом для серии раздаточных образов.
Ключевые слова
темпера 
левкас