Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623-1703), возглавил Воронежскую кафедру в 1682 г. Петр I очень почитал епископа Митрофана. Сохранились воспоминания о том, что святитель ответил твердым отказом на приглашение в царский дворец, украшенный статуями языческих богинь. Перед кончиной он принял схиму с именем Макарий. Император лично нес гроб святителя до усыпальницы и, обратившись к вельможам, горестно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца». Был причислен к лику святых в августе 1832 г.
Икона святителя Митрофана отражает процесс формирования иконописного канона нового святого. В этом образе, в отличие от некоторых икон, смягчающих остроту черт, свойственную портретам святителя, жесткая линейная проработка подчеркивает особенности его облика. Портретные черты - впалые щеки, строгий взгляд глубоко посаженных больших глаз, лоб, изборожденный морщинами, прямой заостренный нос, маленький рот, тонкие, плотно сомкнутые губы сочетаются с иконным письмом личного при помощи высветлений по темной основе. Данный образ, раскрывая «духовное настроение», сохраняет черты земного облика подвижника. В доличном письме иконописцем используются яркие, контрастные цвета и золото. Впечатление усиливается орнаментом: выпуклым, имитирующим инкрустацию на трикирии и панагии, переливы света на складках облачения и шитые кресты на схимническом парамане, куколе и скрижалях. Детально выписанное облачение передает вид святых мощей, у которых еще до открытия совершались десятки исцелений. На иконах тщательно воспроизводятся чтимые реликвии: жезл с навершием, принадлежавший, по преданию, святителю, обнаруженный на мощах наперсный крест. Обычно изображают епископскую панагию или крест, бывший на нетленных мощах, но здесь, стремясь достичь полноты образа, мастер как будто совмещает знаки епископства и реликвию, выделяя крест в декорации наперсной панагии.
Читать далее