Экспонаты
Икона. Святитель Митрофан, епископ Воронежский. Вторая треть XIX в.
Икона. Святитель Митрофан, епископ Воронежский. Вторая треть XIX в.
Название
Икона. Святитель Митрофан, епископ Воронежский
Место создания
Центральная Россия
Датировка
Вторая треть XIX в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Аннотация
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623-1703), возглавил Воронежскую кафедру в 1682 г. Петр I очень почитал епископа Митрофана. Сохранились воспоминания о том, что святитель ответил твердым отказом на приглашение в царский дворец, украшенный статуями языческих богинь. Перед кончиной он принял схиму с именем Макарий. Император лично нес гроб святителя до усыпальницы и, обратившись к вельможам, горестно произнес: «Не осталось у меня такого святого старца». Был причислен к лику святых в августе 1832 г. Икона святителя Митрофана отражает процесс формирования иконописного канона нового святого. В этом образе, в отличие от некоторых икон, смягчающих остроту черт, свойственную портретам святителя, жесткая линейная проработка подчеркивает особенности его облика. Портретные черты - впалые щеки, строгий взгляд глубоко посаженных больших глаз, лоб, изборожденный морщинами, прямой заостренный нос, маленький рот, тонкие, плотно сомкнутые губы сочетаются с иконным письмом личного при помощи высветлений по темной основе. Данный образ, раскрывая «духовное настроение», сохраняет черты земного облика подвижника. В доличном письме иконописцем используются яркие, контрастные цвета и золото. Впечатление усиливается орнаментом: выпуклым, имитирующим инкрустацию на трикирии и панагии, переливы света на складках облачения и шитые кресты на схимническом парамане, куколе и скрижалях. Детально выписанное облачение передает вид святых мощей, у которых еще до открытия совершались десятки исцелений. На иконах тщательно воспроизводятся чтимые реликвии: жезл с навершием, принадлежавший, по преданию, святителю, обнаруженный на мощах наперсный крест. Обычно изображают епископскую панагию или крест, бывший на нетленных мощах, но здесь, стремясь достичь полноты образа, мастер как будто совмещает знаки епископства и реликвию, выделяя крест в декорации наперсной панагии.