Оружие/Западноевропейское холодное оружие и оборонительный доспех
Аннотация
Нагрудник кирасы пластинчатого доспеха с сильно выраженным тапулем (выступ на нагруднике) выполнен из стали. Форма кирасы позволяет отнести ее к немецкому ренессансному доспеху середины XVI века. В этот период один и тот же гарнитур в разной конфигурации мог использоваться как в бою, так и в турнирах. Кираса декорирована травленым орнаментом, распределение элементов которого характерно для произведений саксонских мастеров. В верхней части нагрудника находится широкая фигурная орнаментальная полоса, в центре и по бокам – еще три вертикальные полосы декора. Оформление выполнено в технике травления по черненому фону, проработанному светлыми точками. В декор включен кант в виде «жемчужных бус» - элемент, присущий группе памятников, условно называемых доспехами «брауншвейгского стиля» (хотя такие доспехи производились и в Дрездене). Особенности реалистичного орнамента, состоящего из переплетенных листьев округлой формы, а также высокое качество и точность рисунка дают основание отнести этот доспех к работам саксонского оружейника Петера фон Шпеера Старшего, работавшего в 1540-1562 годах в Аннаберге.
В оформлении ренессансных рыцарских доспехов, кроме орнаментального декора, входили сюжетные изображения светского и религиозного содержания. Так, на левой стороне нагрудника помещено изображение, призванное защитить владельца доспеха, - коленопреклоненный рыцарь перед Распятием. Мотив молящегося рыцаря был широко распространен в оружейном искусстве Германии. Иконография этого изображения, несомненно, восходит к немецким алтарям с портретами коленопреклоненных донаторов. В орнамент центральной полосы включено изображение дамы в саксонском придворном платье первой половины XVI века. Дама держит в руке гвоздики – символ обручения или свадебного обряда. Можно предположить, что доспех создавался для участия в праздничном турнире по случаю свадьбы.