Экспонаты
Икона ктиторская псковских святых князей Гавриила и Довмонта, держащих образ "Успение Пресвятой Богородицы", в окладе. 1813 г.
Икона ктиторская псковских святых князей Гавриила и Довмонта, держащих образ "Успение Пресвятой Богородицы", в окладе. 1813 г.
Название
Икона ктиторская псковских святых князей Гавриила и Довмонта, держащих образ "Успение Пресвятой Богородицы", в окладе
Место создания
Россия, г. Москва
Датировка
Персоналии
Размер
Материал, техника
Серебро, эмаль, дерево, темпера, чернь, золочение, гравировка, чеканка, живопись
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Экспозиция
Экспозиция музея Отечественной войны 1812 года. 2 Этаж
Аннотация
Происходит из походной церкви императора Александра I. Поступила в ГИМ в 1940 г. от В.В. Бахрушиной в составе коллекции бывшего Музея 1812 года. Ктиторская икона изображает святых князей в рост, в древних княжеских одеждах и шапках, в молении образу Успения Богородицы. В одной руке у князей по мечу, другой они держат список с чудотворной иконы, принесенной строителями Успенского собора (1073-1076) Киево-Печерской лавры из Византии. Над изображенным между князьями трехглавым храмом надпись: «Псковский собор». Этот собор во имя Святой Троицы издавна была святыней Пскова, его духовным Домом, местом вручения боевого меча псковским князьям при возведении на престол. Древний деревянный Троицкий собор был обновлен при Всеволоде (Гаврииле) Мстиславиче - первом псковском «народном» князе (1137-1138). Там же покоятся его мощи. В Троицком соборе принял святое крещение (в честь мученика Тимофея Палестинского), молился и был погребен и князь Довмонт (ум.1299). Родом из Литвы, он за свою доблесть и христианские добродетели был избран псковичами князем Псковской земли (с 1266). Образ святых благоверных князей Гавриила и Довмонта символизировал веру псковитян в небесную защиту своих покровителей во время военных событий Отечественной войны 1812 г. После 1813 г. икона в окладе была вложена в походную церковь императора Александра I. Декоративное решение серебряного оклада, построенное на контрасте гладкой и фактурной поверхности, уравновешенность орнаментальной композиции, которая сочетает элементы ордерной архитектуры и растительного орнамента, отвечает эстетике классицизма. Оборотная сторона иконы закрыта серебряной пластиной с черневой надписью.