Экспонаты
Эскиз костюма Федры к спектаклю «Федра» в Камерном театре (постановка А.Таирова). Веснин Александр Александрович. 1921
Эскиз костюма Федры к спектаклю «Федра» в Камерном театре (постановка А.Таирова). Веснин Александр Александрович. 1921
Автор, мастер/Изготовитель
Веснин Александр Александрович (1883-1959)
Название
Эскиз костюма Федры к спектаклю «Федра» в Камерном театре (постановка А.Таирова)
Место создания
Датировка
Размер
Материал, техника
Бумага, акварель, гуашь, карандаш
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Изобразительные материалы/Печатная и оригинальная графика XX в. 
Аннотация
8 февраля 1922 г. в московском Камерном театре Александра Яковлевича Таирова (1885-1950) состоялась премьера спектакля «Федра» по одноименной трагедии Ж. Расина. В рецензии, напечатанной в «Известиях ВЦИК», постановку назвали первой бесспорной победой режиссера Таирова. Но это была победа еще одного человека - художника Александра Александровича Веснина (1883-1959) - младшего из братьев Весниных. Он учился живописи у К.Ф. Юона и И.О. Дудина, а позже работал у В.Е. Татлина. В театр пришел в 1919 г., но именно «Федра» принесла ему славу выдающегося театрального художника. Таиров планировал поставить пьесу, приблизив ее к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. От художника требовалась обязательная классичность оформления, выполненная в решительных и современных образах. Сохранились три различных варианта макетов декораций. В окончательном варианте это четко выверенная композиция объемов, площадок, ступеней, воплотившая многозначный образ античности. Накренив сцену, Веснин создал иллюзию пошатнувшегося мира, подчеркнувшую эмоциональное состояние Федры, ее душевный надлом и предчувствие приближающейся катастрофы. Большой удачей стали костюмы главных героев спектакля - актеры в них выглядели так, как будто только что сошли с античных ваз. Взяв за основу одежду эллинов - тунику, плащ, поножи, шлем, - художник придал им новые формы, взглянув, как писал А.В. Эфрос, «на старый мир молодыми глазами». Театральные критики горячо обсуждали головные уборы актеров, названные А.В. Луначарским «головоломно сложными», и котурны, на которые Веснин поставил актеров. Благодаря этому фигуры актеров укрупнились, стали величественными. Сочетание скупого, но насыщенного цвета костюмов и декораций с необычным освещением создавало ощущение какой-то нереальной красоты, «красивого потрясения». Многие сцены из этого спектакля вошли в историю мирового театра. Театральный сезон 1922 г. по праву стал сезоном «Федры». А в 1923 г. спектакль увидели Париж и Берлин, гастроли, запланированные на пять недель, затянулись более чем на полгода. Подробнее см.: Энергия мечты. К 100-летию Великой российской революции. – М., 2017.
Ключевые слова
театр 
акварель 
карандаш