Экспонаты
Шкатулка для рукоделия. 1814-1815
Шкатулка для рукоделия. 1814-1815
Название
Шкатулка для рукоделия
Место создания
Российская империя, г. Тула
Датировка
Размер
14,5х32х23,5 см
Материал, техника
Сталь, бронза, медь, бархат, полировка, матовое травление, золочение
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Металл/Сталь 
Аннотация
Ведущим мотивом в оформлении внешних стенок и откидной крышки шкатулки являются победные мотивы арматуры (лат. armatura – вооружение, снаряжение). На фронтальной стенке в центре – вензель ЕА. В инвентарной книге фонда «Бронза» отдела металла ГИМ рукой Н.Р.Левинсона сделана отметка, что, вероятно, шкатулка предназначалась для подарка Екатерина II, но была вручена императрице Елизавете Алексеевне – инициалы имен императриц совпадают. По сторонам вензеля – фигуры женщин, одна из которых держит в поднятой руке императорскую корону и скипетр, а вторая – шпагу острием вверх (аллегорические образы Гениев Победы на фоне военной арматуры). Центральным изображением боковых стенок шкатулки является фигурный щит под императорской короной, с двуглавым орлом с поднятыми крыльями и щитком с изображением Георгия Победоносца. По сторонам щита – фигуры двух воинов, сидящих на барабанах и придерживающих руками ружья. Один из воинов смотрит вперед, а второй – назад – это выразительный образ бдительности. По сторонам – арматура, как на тыльной стенке шкатулки, в центре которой – защитный доспех. Арматура на вогнутых углах шкатулки дополнена изображениями птиц, несущих в клювах венки. Изображения на боковых стенках шкатулки, подчеркнутых изящным спиральным меандром с цветами на стенках крышки и арматурой на ее скосах с динамичными сценами схватки двух всадников, один из которых вооружен копьем, а второй – саблей, как бы предваряют центральное изображение крышки – своеобразную смысловую и художественную доминанту. Это изображение сидящей на облаках в центре арматуры богини Минервы, которая держит в правой руке высоко поднятый обнаженный меч, а левой облокотилась на щит с изображением горгоны Медузы, трактовано в характерной наивно-благодарной тональности. Мифологический образ Афины (Минервы), покровительницы городов, ремесла, музыки, поэзии, скульптуры, литературы в русской иконографической традиции XVIII века был наполнен новым аллегорическим значением и смыслом. В эпоху Петра I образ античной богини трактовался как образ покровительницы императора и всех его деяний и, следовательно, как Россия, созданная преобразованиями Петра. Позднее происходит отождествление образа Минервы с Екатериной II – мудрой правительницей и великой государыней; известны многочисленные изображения императрицы как римской богини, что подчеркивало легитимность имперской власти (Матвеев В.Ю. К трактовке образа Афины-Миневры в искусстве Петровского времени// Русское искусство в Эрмитаже [Сборник статей]. СПб., 2003). В первое десятилетие XIX в. изображение Минервы и ее атрибутов по преимуществу символизировали науки и искусства; в эпоху Отечественной войны 1812 года более актуальной стала военная семантика образа – на крышке шкатулки Минерва имеет высоко поднятый меч (Пчелов Е.В. Образ Минервы в эмблематике русской культуры XVIII – нач. XIX в.: медальерное искусство, сфрагистика и геральдика// XIV Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2007). Воинственный облик Минервы, аллегории справедливой войны, сменяет изображение богини как покровительницы мирного творческого труда – на боковых стенках внутренней стороны крышки она – в высоком шлеме, но с ветвью с плодами в руке. Дополнением служат снопы колосьев и земледельческих орудий, корзины с пышными цветами, птицы, несущие венки и ветви – добрые вестники победы; целующиеся голуби, сидящие на ветке, пылающие жертвенники – аллегория Любви. На тыльной стороне крышки шкатулки помещено гладко отполированное стальное «зеркало» укрепленное на цепи, составленной из шарниров. Оно отражает декор крышки центрального отделения выемной коробки – кариатиды-гротески держат в высоко поднятых руках рога изобилия и пышные корзины с плодами и цветами, а над ними – обращенные друг к другу птицы, придерживающие клювами венок. На оборотной стороне крышки – аллегория Любви, главным персонажем которой является Амур. Поверхность разделена на четыре части, каждая из которых представляет заключенную в раму «картину», в одной из которых представлены прильнувшие в поцелуе птицы, сидящие на колчане со стрелами. В другой – Амур с венком в руке придерживает рукой корзину с плодами и цветами. В третьей – два Амура разжигают огонь в жаровне: один держит в руках меха, а другой хворост. В четвертой – два скрещенных рога изобилия. Символическое содержание внешней и внутренней орнаментации шкатулки, своеобразных дуализм изображений – величественный военный триумф и иллюзорно прекрасный мир, полный любви, красоты и добра, очевидно, можно трактовать как художественное переживание событий начала XIX века, связанных с испытаниями Отечественной войны 1812 года.
Ключевые слова
медь 
полировка 
сталь 
бронза 
золочение 
Показать все (6)