Ведущим мотивом в оформлении внешних стенок и откидной крышки шкатулки являются победные мотивы арматуры (лат. armatura – вооружение, снаряжение). На фронтальной стенке в центре – вензель ЕА. В инвентарной книге фонда «Бронза» отдела металла ГИМ рукой Н.Р.Левинсона сделана отметка, что, вероятно, шкатулка предназначалась для подарка Екатерина II, но была вручена императрице Елизавете Алексеевне – инициалы имен императриц совпадают.
По сторонам вензеля – фигуры женщин, одна из которых держит в поднятой руке императорскую корону и скипетр, а вторая – шпагу острием вверх (аллегорические образы Гениев Победы на фоне военной арматуры). Центральным изображением боковых стенок шкатулки является фигурный щит под императорской короной, с двуглавым орлом с поднятыми крыльями и щитком с изображением Георгия Победоносца. По сторонам щита – фигуры двух воинов, сидящих на барабанах и придерживающих руками ружья. Один из воинов смотрит вперед, а второй – назад – это выразительный образ бдительности. По сторонам – арматура, как на тыльной стенке шкатулки, в центре которой – защитный доспех. Арматура на вогнутых углах шкатулки дополнена изображениями птиц, несущих в клювах венки.
Изображения на боковых стенках шкатулки, подчеркнутых изящным спиральным меандром с цветами на стенках крышки и арматурой на ее скосах с динамичными сценами схватки двух всадников, один из которых вооружен копьем, а второй – саблей, как бы предваряют центральное изображение крышки – своеобразную смысловую и художественную доминанту. Это изображение сидящей на облаках в центре арматуры богини Минервы, которая держит в правой руке высоко поднятый обнаженный меч, а левой облокотилась на щит с изображением горгоны Медузы, трактовано в характерной наивно-благодарной тональности.
Мифологический образ Афины (Минервы), покровительницы городов, ремесла, музыки, поэзии, скульптуры, литературы в русской иконографической традиции XVIII века был наполнен новым аллегорическим значением и смыслом. В эпоху Петра I образ античной богини трактовался как образ покровительницы императора и всех его деяний и, следовательно, как Россия, созданная преобразованиями Петра. Позднее происходит отождествление образа Минервы с Екатериной II – мудрой правительницей и великой государыней; известны многочисленные изображения императрицы как римской богини, что подчеркивало легитимность имперской власти (Матвеев В.Ю. К трактовке образа Афины-Миневры в искусстве Петровского времени// Русское искусство в Эрмитаже [Сборник статей]. СПб., 2003).
В первое десятилетие XIX в. изображение Минервы и ее атрибутов по преимуществу символизировали науки и искусства; в эпоху Отечественной войны 1812 года более актуальной стала военная семантика образа – на крышке шкатулки Минерва имеет высоко поднятый меч (Пчелов Е.В. Образ Минервы в эмблематике русской культуры XVIII – нач. XIX в.: медальерное искусство, сфрагистика и геральдика// XIV Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. СПб., 2007).
Воинственный облик Минервы, аллегории справедливой войны, сменяет изображение богини как покровительницы мирного творческого труда – на боковых стенках внутренней стороны крышки она – в высоком шлеме, но с ветвью с плодами в руке. Дополнением служат снопы колосьев и земледельческих орудий, корзины с пышными цветами, птицы, несущие венки и ветви – добрые вестники победы; целующиеся голуби, сидящие на ветке, пылающие жертвенники – аллегория Любви.
На тыльной стороне крышки шкатулки помещено гладко отполированное стальное «зеркало» укрепленное на цепи, составленной из шарниров. Оно отражает декор крышки центрального отделения выемной коробки – кариатиды-гротески держат в высоко поднятых руках рога изобилия и пышные корзины с плодами и цветами, а над ними – обращенные друг к другу птицы, придерживающие клювами венок. На оборотной стороне крышки – аллегория Любви, главным персонажем которой является Амур.
Поверхность разделена на четыре части, каждая из которых представляет заключенную в раму «картину», в одной из которых представлены прильнувшие в поцелуе птицы, сидящие на колчане со стрелами. В другой – Амур с венком в руке придерживает рукой корзину с плодами и цветами. В третьей – два Амура разжигают огонь в жаровне: один держит в руках меха, а другой хворост. В четвертой – два скрещенных рога изобилия.
Символическое содержание внешней и внутренней орнаментации шкатулки, своеобразных дуализм изображений – величественный военный триумф и иллюзорно прекрасный мир, полный любви, красоты и добра, очевидно, можно трактовать как художественное переживание событий начала XIX века, связанных с испытаниями Отечественной войны 1812 года.
Читать далее