Экспонаты
Коробка круглая. 1760-е гг.
Коробка круглая. 1760-е гг.
Название
Коробка круглая
Место создания
Российская империя, г. Тула
Датировка
Размер
4,5х10,5х10,5 см
Материал, техника
Сталь, ковка, оброн, резьба, чеканка
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Металл/Сталь 
Аннотация
Табакерка круглая, на съемной крышке в центре помещено рельефное изображение воина в античных доспехах на фоне трофеев – знамен, оружия, пушечных стволов, музыкальных инструментов и др. Бородатый воин сидит, облокотившись на барабан, в правой руке – барабанная палочка, в левой – жезл. По окружности крышки – орнаментальная рельефная рамка в виде тонких рокайльных лиственных завитков и раковин на золоченом фоне. События военной истории России третьей четверти XVIII в. – русско-прусская война 1757-1762 гг., русско-турецкая война 1768-1774 гг. нашли отражения в декоративном оформлении серии табакерок, выполнявшихся мастерами «порещиками и обронщиками». Эти табакерки были исполнены по единой композиционной схеме – на крышке помещалось изображение сидящего бога войны Марса с мечом или барабаном – символом призыва к началу сражения. Иконографическим источником такой трактовки образа античного бога, вероятно, послужила популярная во второй половине XVIII в. гравюра, созданная по рисунку голландского гравера Адриана Шхонебека (1661-1705), который был приглашен для работы в Россию Петром I. На гравюре, изображающей проект входа в арсенал, на портале помещена фигура сидящего Марса в античных доспехах в окружении трофеев. На крышках табакерок фоном изображения служат такие же «военные знаки или трофеи, вместе расположенные, означают одержанные победы, торжество и память славных Геройских дел и предприятий» (Эмблемы и символы. М., 1995). Несмотря на старательное стремление детально воспроизвести особенности античного доспеха – на крышках всех табакерок тщательно проработаны шлем и латы, фигура изображена так, что на первом плане оказываются босые ноги Марса с вывернутыми пятками – характерная особенность в построении композиции для русского мастера, далекого от академических строгостей. В композицию также включены орнаментальные мотивы в виде рокайльных завитков и травного декора, придающих предметам подчеркнуто триумфальную, мажорную тональность.
Ключевые слова
чеканка 
ковка 
сталь 
оброн 
резьба 
Показать все (7)